Решение по делу № 7р-400/2016 от 14.10.2016

Судья Савинова С.В. дело № 7р-400/2016

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 14 декабря 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Мироновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу общества с ограниченной ответственностью «Венера» на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 августа 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Венера»,

УСТАНОВИЛА:

постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл - начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Дербенева Л.И. от 22 июля 2016 года № 003437 общество с ограниченной ответственностью «Венера» (далее – ООО «Венера») привлечено к административной ответственности по частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 августа 2016 года указанное постановление должностного лица изменено. ООО «Венера» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, производство по делу по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Венера» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, дополнении к ней ООО «Венера» просит отменить решение судьи и постановление должностного лица административного органа, производство по делу прекратить по всем составам вмененных правонарушений, ссылаясь на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, отсутствие события правонарушений, недоказанность противоправности в действиях юридического лица, оставление судьей без внимания и оценки обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, наличие неустранимых сомнений в виновности юридического лица.

Выслушав объяснения законного представителя ООО «Венера» - директора Мамаева С.Н., представителя ООО «Венера» Лебедева Е.В., поддержавших жалобу и дополнение к ней, также просивших о применении положения, предусмотренного статьей 4.1.1 КоАП РФ, объяснения представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Серова Е.С. о законности и обоснованности постановления должностного лица административного органа о привлечении общества к административной ответственности, изучив доводы жалобы, дополнения к ней, исследовав представленные материалы дела и жалобного производства, дополнительное представленные документы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и жалобного производства, <дата> в результате планового рейдового задания <№> на основании приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от <дата> <№> в процессе обследования лесосеки в квартале <...> государственный инспектор ОГЛН и ГПН Красовский С.С. выявил, что на площади <...> га велась разработка лесосеки лесозаготовительной бригадой арендатора лесного участка ООО «Венера» на основании лесной декларации от <дата> и проекта освоения лесов. Рубка проводилась в <...> года, лесосека рубкой пройдена по всей площади, никаких лесохозяйственных работ <дата> в делянке не проводилось.

При осмотре лесосеки выявлены нарушения лесного законодательства, выразившиеся в следующем:

- при разработке лесосеки нарушен раздел 2 технологической карты, а именно - порубочные остатки не на всей площади собраны в кучи, что является нарушением пункта 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза 1 августа 2011 года № 337 (далее - Правила заготовки древесины), которым определено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации;

- очистка мест рубок от порубочных остатков не проведена одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, тем самым нарушен пункт 61 Правил заготовки древесины, которым определено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины;

- при проведении рубок лесных насаждений не произведена одновременно с заготовкой древесины очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков, тем самым нарушен пункт 16 Требований пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которым определено, что очистку мест рубок от порубочных остатков необходимо производить одновременно с заготовкой древесины;

- на пасеках имеется срубленная древесина, которая не очищена от сучьев и не приземлена, тем самым нарушен пункт 19 Правил пожарной безопасности в лесах, которым определено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю;

- крупные сучья и вершины срубленных деревьев на лесосеке не разделены и не измельчены на отрезки не более 3 метров, тем самым нарушен пункт 61 Правил заготовки древесины, которым определено, что при оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров;

- на пасеках имеются пни срубленной древесины, которая по материалам отвода не подлежала рубке. По результатам контрольного перечета имеется переруб по породе береза - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), по породе сосна - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), по породе ель (сухостойная) - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), срублена древесина породы осина, не подлежащая рубке, в объеме <...> куб.м, тем самым нарушен подпункт «е» пункта 13 Правил заготовки древесины, которым определен запрет рубки и повреждения деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

Должностным лицом, выявившим указанные нарушения, 7 июля 2016 года в отношении ООО «Венера» составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.25, части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, с указанием на то, что ООО «Венера» не обеспечило контроль за работой лесозаготовительной бригады при разработке лесосеки в <...>, чем нарушило подпункт «а» пункта 13 соглашения к договору аренды лесного участка от 10 июня 2009 года.

На день обнаружения правонарушения на территории Республики Марий Эл действовал особый противопожарный режим, установленный постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2016 года № 241 «Об установлении особого противопожарного режима и об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в границах лесничеств на территории Республики Марий Эл» и от 23 июня 2016 года № 294 «О продлении особого противопожарного режима и срока ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в границах лесничеств на территории Республики Марий Эл».

На основании изложенного ООО «Венера» постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл - начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Дербенева Л.И. от 22 июля 2016 года № 003437 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ - нарушение правил заготовки древесины, части 2 статьи 8.25 КоАП РФ - нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, части 4 статьи 8.25 КоАП РФ - нарушение правил использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, части 3 статьи 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. Юридическому лицу с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

<дата> юридическому лицу выдано представление об устранении причин, способствующих совершению административных правонарушений.

При рассмотрении жалобы ООО «Венера» на постановление должностного лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл пришла к выводу о доказанности совершения обществом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.25, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, что не оспаривается в настоящее время административным органом.

Обжалуя привлечение ООО «Венера» к административной ответственности по остальным вмененным составам административных правонарушений, общество ссылается, в том числе на нарушение законности при производстве по делу об административных правонарушениях.

При проверке доводов юридического лица в указанной части, исходя также из того, что в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Из материалов дела усматривается, что поводом для составления в отношении ООО «Венера» протокола об административных правонарушениях от 7 июля 2016 года явился факт выявления государственным инспектором <дата> в ходе выполнения планового рейдового задания <№> нарушений лесного законодательства.

Указанное плановое рейдовое задание выполнялось административным органом на основании приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 11 марта 2016 года № 87 в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований».

Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на нарушение которого ссылаются представители ООО «Венера», установлен общий порядок организации и проведения проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 13.2 названного закона уполномоченные должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий вправе проводить плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373 утверждены Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, Порядок оформления результатов таких осмотров, обследований.

В соответствии с пунктом 5 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Административным органом в материалы дела представлен приказ Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 11 марта 2016 года № 87. Данным приказом предусмотрено осуществлять плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков с 1 апреля по 31 декабря 2016 года не реже 4 раз в месяц (в рабочие дни) на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков.

Довод представителя ООО «Венера» о необходимости издания отдельного соответствующего приказа на осуществление каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка не опирается на действующее законодательство, является надуманным.

Положения части 2 статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ не исключают возможность привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам планового (рейдового) осмотра без проведения внеплановой проверки.

Возможность проведения такой проверки в отношении юридического лица, предусмотренная частью 2 статьи 13.2 указанного закона, является одним из возможных вариантов последствий, ее проведение не исключает реализацию должностными лицами органов государственного контроля (надзора) своих полномочий в установленной сфере контроля (надзора).

В ходе проведения осмотра лесного участка <...> должностным лицом непосредственно обнаружены признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.25, 8.32 КоАП РФ.

Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. В связи с этим производство по делу об административном правонарушении представляет собой самостоятельную процедуру, регламентируемую данным Кодексом.

В данной ситуации имела место не проверка деятельности конкретного юридического лица, а осмотр лесных участков на предмет нарушения требований лесного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, независимо от оснований и порядка проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ.

КоАП РФ не содержит норм, исключающих либо ограничивающих доказательственную силу результатов соответствующих мероприятий по осуществлению государственного надзора, следовательно, поступление полученной в результате таких мероприятий информации о нарушении установленных правил и норм является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке статьи 28.1 КоАП РФ.

Акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от <дата> не противоречит положениям статьи 26.2 КоАП РФ и не исключает указанный документ из числа доказательств.

Участие законного представителя юридического лица, в отношении которого в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования выявлены нарушения обязательных требований, в таком осмотре, обследовании, последующем составлении акта действующим законодательством не предусмотрено.

Ссылка представителей ООО «Венера» на несоответствие содержания отчета о выполнении планового (рейдового) задания, акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от <дата> содержанию протокола об административных правонарушениях, составленного в отношении общества, была подробно проверена при рассмотрении настоящей жалобы, в ходе которого установлено, что в отчете и акте осмотра действительно недостаточно детально описаны нарушения, которые вменены в вину обществу в соответствии с протоколом об административном правонарушении, однако указанное обстоятельство не лишает названные документы доказательственного значения с учетом того, что содержание отчета и акта не противоречит содержанию протокола об административных правонарушениях, в котором в развернутом виде описаны события выявленных нарушениях, а также совокупности иных доказательств по делу и не свидетельствует о нарушениях законности при производстве по делу об административных правонарушениях.

Таким образом, требования приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 373, Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в его соответствующей части, касающейся проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, а также КоАП РФ административным органом соблюдены, что подтверждается представленными материалами.

В отношении доводов, содержащихся в жалобе ООО «Венера» и дополнении к ней, об отсутствии составов вмененных обществу административных правонарушений, их недоказанности, при рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с положением части 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины и осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров.

В соответствии с пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.

Избранный способ очистки закрепляется в технологической карте на проведение рубки леса.

На основании пункта 53 Правил заготовки древесины способы очистки от порубочных остатков наряду с другими мероприятиями и характеристиками указываются в технологической карте, разрабатываемой лесопользователями на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

По части 1 статьи 8.25 КоАП РФ квалифицировано бездействие ООО «Венера», заключающееся в том, что очистка мест рубок от порубочных остатков не проведена одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, крупные сучья и вершины срубленных деревьев на лесосеке не разделены и не измельчены на отрезки не более 3 метров, при разработке лесосеки нарушен раздел 2 технологической карты, а именно - порубочные остатки не на всей площади собраны в кучи.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Самим обществом не отрицается, что рубка леса на рассматриваемом участке осуществлялась в <...> года, территория была недоочищена, по состоянию на момент осмотра территории <дата> работы по доочистке территории лесного участка не производились. Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами дела об административных правонарушениях (фототаблицей, письменными объяснениями директора общества и работников лесозаготовительной бригады), нашли подтверждение при допросе свидетелей в районном суде, частично подтверждены законным представителем юридического лица при рассмотрении настоящей жалобы. При этом обстоятельства, на которые ссылался директор ООО «Венера», о незаконченности делянки в связи с тем, что бригада срочно была направлена для выполнения разрубки пожарного разрыва, были тщательно изучены судьей районного суда при рассмотрении жалобы ООО «Венера» на постановление должностного лица административного органа, они не свидетельствуют об отсутствии вины общества в нарушении пункта 61 Правил заготовки древесины с учетом того, что выполнение разрубки пожарного разрыва являлось плановым мероприятием. Отсутствие возможности для соблюдения правил и норм обществом не доказано.

Таким образом, факт совершения ООО «Венера» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и вина общества являются доказанными.

В соответствии с частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Квалификация действий ООО «Венера» по части 2 статьи 8.25 КоАП РФ произведена должностным лицом административного органа на основании выявления того, что на пасеках имеются пни срубленной древесины, которая по материалам отвода не подлежала рубке. По результатам контрольного перечета имеется переруб по породе береза - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), по породе сосна - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), по породе ель (сухостойная) - <...> куб.м (задекларировано <...> куб.м, заготовлено <...> куб.м), срублена древесина породы осина, не подлежащая рубке, в объеме <...> куб.м.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 Правил заготовки древесины при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

В результате изучения доводов жалобы и представленных материалов прихожу к выводу, что в рассматриваемом случае должностное лицо юрисдикционного органа возложило на ООО «Венера» ответственность за нарушение названного пункта Правил заготовки древесины без достаточных доказательств.

Так, в отчете о выполнении планового (рейдового) задания, акте планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от <дата> имеется указание на то, что волока на лесосеке имеют нестандартную ширину, древостой разрежен с разной интенсивностью, необходима повторная поездка с целью уточнения количества срубленной древесины. В протоколе об административном правонарушении от 7 июля 2016 года имеется ссылка на результаты контрольного перечета, однако соответствующие документы (ведомость) в материалах дела об административных правонарушениях отсутствуют. Не были представлены они и в суды обеих инстанций. При этом согласно объяснениям лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, освидетельствование мест рубок в присутствии представителя ООО «Венера» ни разу не производилось. Таким образом, доказательства, свидетельствующие о рубке и повреждении деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению, указанных в протоколе об административном правонарушении, собранные в ходе планового (рейдового) осмотра или при производстве по делу об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи, вынесенные в отношении ООО «Венера» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, подлежат отмене в указанной части, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановления (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режим влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В силу положения пункта 19 названных правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Основанием для привлечения ООО «Венера» к ответственности послужил факт выявления в период действия на всей территории Республики Марий Эл особого противопожарного режима того, что очистка обществом мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений не произведена одновременно с заготовкой древесины, на пасеках имеется срубленная древесина, которая не очищена от сучьев и не приземлена.

По состоянию на момент обнаружения указанных нарушений в Республике Марий Эл Марий Эл действовал особый противопожарный режим, установленный постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2016 года № 241 «Об установлении особого противопожарного режима и об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в границах лесничеств на территории Республики Марий Эл» и от 23 июня 2016 года № 294 «О продлении особого противопожарного режима и срока ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в границах лесничеств на территории Республики Марий Эл».

Прихожу к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку факты недоочистки места рубки по состоянию на <дата>, то есть в период действия особого противопожарного режима, нашли свое подтверждение.

Ссылка представителя ООО «Венера» на то, что сама рубка производилась в <...> года, а особый противопожарный режим введен на территории республики позже окончания рубки, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, поскольку, как указано выше, в период действия такого режима имели место недоочистка обществом мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков, наличие на пасеках срубленной древесины, не очищенной от сучьев и не приземленной, то есть сами нарушения требований пожарной безопасности в лесах.

Возможность признания совершенных правонарушений малозначительными, которая рассматривалась в судебном заседании, не может быть реализована в связи с тем, что по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, раскрытому в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», характер совершенных правонарушений свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений с учетом возможных негативных последствий, которые могли повлечь допущенные ООО «Венера» нарушения.

Применение положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае также исключается.

В соответствии с частью 1 данной правовой нормы являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного характера.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Обеспечение пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности в лесах, является одним из важнейших мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества.

Учитывая особый характер и повышенную значимость охраняемых законом отношений, в результате совершения указанного правонарушения возникла существенная угроза, в том числе жизни и здоровью людей.

В соответствии с положением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

С учетом прекращения производства по настоящему делу в части привлечения ООО «Венера» к административной ответственности по части 2 статьи 8.25 КоАП РФ, наказание должно быть назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, то есть в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренная частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, по настоящему делу отсутствует. Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не представлено.

Поскольку по результатам рассмотрения жалобы ООО «Венера» в районном суде обществу было назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, - в размере <...>, в этой части решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл подлежит оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл - начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Дербенева Л.И. от 22 июля 2016 года № 003437 и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 августа 2016 года в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Венера» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Венера» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В остальной части решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Венера» - без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено <дата>.

7р-400/2016

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
ООО "Венера"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

КоАП: ст. 8.25 ч.1

ст. 8.25 ч.2

ст. 8.25 ч.4

ст. 8.32 ч.3

14.10.2016Материалы переданы в производство судье
09.11.2016Судебное заседание
08.12.2016Судебное заседание
14.12.2016Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее