ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
село Исаклы 24 января 2014 года
Мировой судья судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области Трошкин А.В., рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении в отношении
Сафроновой С.В., <ДАТА2> рождения, проживающей по адресу: <АДРЕС>, директора государственного казенного учреждения Самарской области «Исаклинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок»,
УСТАНОВИЛ:
Мировому судье судебного участка № 135 Исаклинского судебного района Самарской области поступил составленный ведущим специалистом по охране окружающей среды, экологическому и муниципальному земельному контролю администрации муниципального района Исаклинский протокол <НОМЕР> от 28.11.2013 года об административном правонарушении с приложенным к нему материалом, из которого следует, что Сафронова С.В., являясь руководителем государственного казенного учреждения Самарской области «Исаклинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок», нарушила требования Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», а именно, по ее вине: не разработан и не согласован проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отсутствуют паспорта на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в результате деятельности; отсутствует профессиональная подготовка у лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса; не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Сафронова С.В. вину в совершении правонарушения не признала и показала, что учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами; накопление твердых бытовых отходов и мусора в контейнерах в целях их последующего сбора и вывоза на полигон выполняет общество с ограниченной ответственностью ООО «СовМежХоз» на основании заключенного с ним договора.
Решая вопрос о наличии в действиях Сафроновой С.В. состава правонарушения, судья исходит из следующего:
Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Должностным лицом, составившим протокол, установлено, что Сафронова С.В. допустила нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно Закона об отходах.
Вывод о том, что учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления, должностным лицом сделан на том основании, что в результате жизнедеятельности работников учреждения образуются отходы (мусор от бытовых помещений) по адресу: <АДРЕС>, которые учреждение временно складирует в контейнеры в специально оборудованных местах (на площадках).
Однако действия учреждения, периодически помещающего бытовой мусор в контейнеры на площадках, организованных организацией, на основании заключенного с ней договора не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах.
Согласно Закону об отходах в прежней редакции под обращением с отходами имелась в виду деятельность, в процессе которой образовывались отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; такая деятельность подлежала лицензированию.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) в Закон об отходах были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения "обращение с отходами" и видов такой деятельности.
В Законе N 309-ФЗ образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, размещения.
Законом N 309-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
Таким образом, под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Вместе с тем установлено, что мусор, образовавшийся в учреждении, накапливается в металлических контейнерах, установленных на специальной площадке, организованной организацией, осуществляющей вывоз отходов.
В этих целях и в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения управляющими организациями обустраиваются специальные места (площадки) для накопления (временного складирования) отходов в целях их дальнейшего сбора, обезвреживания, транспортирования, размещения специализированными организациями.
Следовательно, учреждение не может быть признано субъектом деятельности по накоплению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах и нормативными правовыми актами в данной сфере.
Статья 26 Закона об отходах возлагает обязанность организовать и осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами, а также разработать и согласовать с соответствующими органами исполнительной власти порядок осуществления такого контроля на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Поскольку учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, составленный протокол не соответствует требованиям закона и нарушает права учреждения, не являющегося лицом, обязанным исполнять требования статьи 26 Закона об отходах.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что должностное лицо составило протокол об административном правонарушении при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5 ч.1 п.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении Сафроновой С.В. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Исаклинский районный суд Самарской области в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Трошкин А.В.