Решение по делу № 5-422/2011 от 04.10.2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

04 октября 2011 года г. Чапаевск Самарской области

    Мировой судья судебного участка № 120 Самарской области Канафьева Н.П.,

с участием помощника прокурора г.о. Чапаевск Самарской области Тарахталюк Д.И.,

    рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,

УСТАНОВИЛ:

   <ДАТА2> прокурор г. Чапаевска Самарской области вынес постановление о возбуждении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания», расположенного по адресу Самарская область, г. Чапаевск, ул. Запорожская, 33а дела об административном правонарушении по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», из которого следует, что в ходе проведенной проверки прокуратурой г.Чапаевска совместно с сотрудниками ГУ ЦЗН г.о. Чапаевск соблюдения требований законодательства Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» было установлено, что ОАО «Теплоэнергокомпания», осуществляющее деятельность на территории г.Чапаевск, допускает нарушение действующего законодательства Самарской области, п. 3 ст. 7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области», при квоте для приема на работу инвалидов в количестве 8 рабочих мест, фактически трудоустроено 7 человек. Но на момент проверки справками о подтверждении инвалидности работников предприятия данная категория подтверждается только в отношении 6 человек, поскольку у сотрудника ОАО «Теплоэнергокомпания» <ФИО1>,<ДАТА3> г.р., работающей в должности <НОМЕР> дата освидетельствования определена на <ДАТА4>, продлевающей инвалидность справки не имеется.

      Помощник прокурора г.о. Чапаевск Самарской области Тарахталюк Д.И<ФИО2> в судебном заседании поддержал постановление прокурора г.о. Чапаевск от 31.08.2011 г<ДАТА> на основаниях изложенных в постановлении, пояснив, что  квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные  места трудоустроены инвалиды. Работа по трудоустройству инвалидов должна вестись, но  ОАО «Теплоэнергокомпания» работу в этом направлении не ведет в полном объеме. Сведениями о том, что ГУ ЦЗН направляло для трудоустройства лиц, а в ОАО «Теплоэнергокомпания» им было отказано в приеме на работу, не располагает.

    Представитель ОАО «Теплоэнергокомпания» <ФИО3> в судебном заседании пояснила, что ОАО «Теплоэнергокомпания» не согласно с постановлением прокурора г.о. Чапаевск от 31.08.2011 г<ДАТА> по следующим основаниям. Согласно постановлению прокурора  юридическим лицом нарушена ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», не исполняется обязанность по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Данная статья не устанавливает ответственность за неисполнение квоты, это не предусмотрено законодательством Самарской области. В ст. 24 № 181-ФЗ от 24.11.1995г. установлены права и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Согласно ст. 7 Закона Самарской области № 125-ГД от 26.12.2003 г. работодатель вправе запрашивать и получать из органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченного органа исполнительной власти информацию, необходимую для создания рабочих мест в счет установленной квоты. ОАО «Теплоэнергокомпания» создано в 2007 году. Проверкой прокуратуры не установлено, что инвалиды обращались по вопросу трудоустройства в ОАО «Теплоэнергокомпания» или они направлялись ГУ «ЦЗН», но не были трудоустроены. Данных фактов не было. Для каждого конкретного инвалида программа реабилитации должна быть индивидуальная. Общество должно знать, какой инвалид будет трудоустраиваться, чтобы создать для него рабочее место и предоставить ему необходимые условия. Информацию о трудоустройстве инвалидов в ЦЗН юридическое лицо предоставляет регулярно, что подтверждается материалами дела, трудоустроены семь инвалидов. Представляет суду дополнительно справку о наличии инвалидности у сотрудницы <ФИО1>, а также на остальных лиц.  ЦЗН не направил для трудоустройства в ОАО «Теплоэнергокомпания» ни одного инвалида, а согласно ст. 5 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. № 125-ГД должен это делать. Регулирование механизма квотирования рабочих мест - обязанность ЦЗН. За работодателем не закреплена обязанность самому искать инвалидов для их последующего трудоустройства. Рабочие места должны создаваться для конкретного инвалида, так как программа реабилитации для каждого из них индивидуальная. Законом за работодателем не закреплены обязанности по размещению рекламы, есть обязанность сообщить в ЦЗН информацию, а ЦЗН должен направить человека для трудоустройства. Ссылка представителя ЦЗН на административный регламент службы о направлении работников по наличию вакансий, в данном случае необоснованна, т.к. это общие положения, которые не касаются специфики трудоустройства инвалидов. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

    Представитель ГУ ЦЗН <ФИО4>.- ведущий инспектор ГУ ЦЗН в судебном заседании пояснила, что в соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более ста человек, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников(но не менее двух и не более четырех процентов). В связи с этим работодатель обязан один раз в месяц предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест и квот о приеме инвалидов на работу. В законе не сказано, что конкретно должен делать работодатель для трудоустройства инвалидов, но если у работодателя имеются затруднения в заполнении квоты, то он может обратиться в ЦЗН для оказания помощи в заполнении квоты. Работодатель подает в ЦЗН сведения о потребности в работниках, кроме того, ежемесячно должна предоставляться информация о наличии рабочих мест. ОАО «Теплоэнергокомпания» предоставляет эти сведения. В соответствии с полученными сведениями ЦЗН направляет для трудоустройства подходящие кандидатуры, в том числе и инвалидов.  Отказов в  приеме на работу инвалидов не было. Со стороны ЦЗН к ОАО «Теплоэнергокомпания» по данному вопросу нет претензий, общество предоставляет все необходимые сведения.  При проведении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» проверки руководствовались несоответствием квоты и количеством трудоустроенных инвалидов. Но хочет отметить, что в данном случае результаты лучше, чем у других юридических лиц,  на 8 выделенных в счет установленной  квоты рабочих мест трудоустроены 7 инвалидов. Однако, считает, что работодатели должным образом не участвуют в Программах дополнительных мероприятий по трудоустройству инвалидов, и проверки помогут изменить отношение к данному вопросу. В своей работе сотрудники ЦЗН руководствуются Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.    

       Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО «Теплоэнергокомпания», представителя ГУ ЦЗН, мнение помощника прокурора городского округа Чапаевск Самарской области, мировой судья приходит к выводу, что производство по делу в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.

    Статья 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях в Самарской области» предусматривает ответственность за неисполнение организацией обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

С субъективной стороны правонарушение ,предусмотренное указанной статьей характеризуется прямым умыслом.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужило невыполнение квоты для приема на работу инвалидов, так на июль 2011 г. численность работающих в ОАО «Теплоэнергокомпания» - 367,5 чел. численность рабочих мест по квоте - 8, а количество трудоустроенных инвалидов 6 человека ( справка,л.д.11).

 Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» работодатели в месячный срок после государственной регистрации встают на учет в органе местного самоуправления по месту нахождения по квотированию рабочих мест для инвалидов. Отсутствие факта постановки на учет по квотированию рабочих мест для инвалидов не освобождает работодателя от выполнения норм закона.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 указанного закона работодатель в соответствии с установленной квотой обязан: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В течение всего времени действия квоты работодатель обязан выполнять установленную ему квоту. Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

   Согласно ч. 7 ст. 7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области», п. 1 ст. 24 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели вправе запрашивать и получать от органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченного органа исполнительной власти информацию, необходимую для создания рабочих мест в счет установленной квоты.

    Из представленных приказов о приеме на работу в ОАО «Теплоэнергокомпания»  следует, что трудоустроены семь инвалидов.

    Из показаний представителя ГУ ЦЗН <ФИО5>, ведущего инспектора ГУ ЦЗН следует, что со стороны ЦЗН к ОАО «Теплоэнергокомпания» нет претензий, общество предоставляет все необходимые сведения, свои обязанности по выполнению требований закона о занятости населения выполняет. Сведений о направлении ГУ ЦЗН для трудоустройства в ОАО «Теплоэнергокомпания» инвалидов и об отказах в их приеме на работу не представила ,пояснив, что  таких случаев не было.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

Согласно п.1.2. Устава ГУ ЦЗН г.о. Чапаевск Центр занятости является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории городского округа Чапаевск реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. Согласно подп. 4.2.1. пункта 4.2. Устава в функции Центра занятости входит осуществление на территории городского округа Чапаевск государственных услуг, одной из которых является содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных
правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных в суд документов следует, что ОАО «Теплоэнергокомпания», зарегистрированное в налоговом органе <ДАТА8>, обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренные действующим законодательством выполняет, своевременно предоставляет отчеты о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты, сведения об имеющихся вакансиях. Доводы представителя ОАО  «Теплоэнергокомпания» <ФИО3> суд признает обоснованными.

  Учитывая изложенное, выслушав мнение помощника прокурора г.о. Чапаевск Самарской области, мировой судья считает, что  производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» следует прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

    На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5., ст.ст. 29.9., 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

     Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» прекратить.

    Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Мировой судья                                    Н.П.Канафьева