Дело № 5-189/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ (резолютивная часть)
пл. Комсомола, д.2
с. Альменево Курганской области 25 июня 2018 года
Мировой судья судебного участка № 1 Альменевского судебного района Курганской области Бухарова Р.М., пл. Комсомола, д.2, с. Альменево Курганской области, рассмотрев материалы дела с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении юридического лица Муниципального казенного образовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа», находящегося по адресу: ул. <АДРЕС>, д. 12, с. <АДРЕС> Альменевского района Курганской области, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА> г., <НОМЕР>,
составленного заместителем главного государственного инспектора Альменевского и Целинного районов по пожарному надзору <ФИО1>,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 4, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, прекратить.
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена в 14 час. 40 мин. 25 июня 2018 года, изготовление мотивированного постановления отложено до 26 июня 2018 года.
Постановление может быть обжаловано в Альменевский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Р.М. Бухарова
Дело № 5-189/2018
Мотивированное постановление
пл. Комсомола, д.2
с. Альменево Курганской области 25 июня 2018 года
Мировой судья судебного участка № 1 Альменевского судебного района Курганской области Бухарова Р.М., пл. Комсомола, д.2, с. Альменево Курганской области, рассмотрев материалы дела с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении юридического лица Муниципального казенного образовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа», находящегося по адресу: ул. <АДРЕС>, д. 12, с. <АДРЕС> Альменевского района Курганской области, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА> г., <НОМЕР>,
составленного заместителем главного государственного инспектора Альменевского и Целинного районов по пожарному надзору <ФИО1>,
установил:
МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» не выполнило в установленный срок предписание <НОМЕР> от <ДАТА> г. должностного лица, уполномоченного осуществлять пожарный надзор. Должностным лицом действия юридического лица квалифицированы по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представитель юридического лица Зарипова Ф.А. в судебном заседании с протоколом не согласилась, пояснила о наличии доказательств обращения с заявлениями к учредителю о выделении денежных средств для устранения предписания от <ДАТА> г. Добровольных пожертвований, средств, полученных от лиц на безвозмездной основе, от оказания платных образовательных услуг, не поступало, поскольку, указанные мероприятия не проводились. В случае поступления дополнительных средств, первоначально, были бы зачислены на лицевой счет учредителя-главного распорядителя средств, получены школой на основании заявки. Подготовленные в установленные сроки сметы учредителю, бюджетные заявки, в период с <ДАТА> по 2018 год, свидетельствовали о необходимости в денежных средствах для исполнения требований пожарной безопасности, но средства выделены не были. Действия по исполнению предписания совершала, но отсутствие финансирования со стороны учредителя, не позволили выполнить его в срок до <ДАТА> г. Районным отделом образования, в свою очередь, составлялась смета о включении в бюджет Альменевского района расходов на монтаж оборудования на пульт пожарной части, но главным распорядителем бюджетных средств денежные средства не выделялись, в связи с чем, выполнить предписание юридическое лицо было не в силах.
Представитель (защитник) юридического лица Аюпова С.В. в судебном заседании от имени юридического лица с протоколом не согласилась, поддержала доводы директора учебного заведения, пояснив, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку, вины юридического лица не имеется. МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным казенным учреждением, финансируется за счет средств бюджета, учредителем, как и главным распорядителем бюджетных средств, является Администрация Альменевского района, в лице районного отдела образования. После получения предписания должностного лица, осуществляющего пожарный надзор, учреждение неоднократно обращалось с бюджетными заявками (докладными) о выделении денежных средств для установления дублирующего сигнала, о чём учредителем составлялись сметы о включении в бюджет Альменевского района на <ДАТА> г., <ДАТА> г., <ДАТА> г., по каждому образовательному учреждению, расходов на монтаж оборудования на пульт пожарной части (статьи 226 «прочие расходы», в размере 30 тыс. руб., 25,7 тыс. руб., 80 тыс. руб.), но главным распорядителем бюджетных средств денежные средства не выделялись. Иных источников поступления денежных средств образовательное учреждение не имеет. В случае поступления дополнительных денежных средств от осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, указанные средства поступили, изначально бы, в бюджет и только по установленной учредительным договором, соглашением и Бюджетным кодексом РФ поступили в распоряжение образовательного учреждения по заявке. Просил производство по делу прекратить.
Свидетель <ФИО2> в судебном заседании пояснил, что районный отдел образования от имени Администрации Альменевского района является учредителем МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа». В целях исполнения предписания должностного лица от <ДАТА> г. от Зариповой Ф.А. поступали заявки о выделении денежных средств, составлялись бюджетные заявки, локальные сметы. Районным отделом образования, в свою очередь, составлялась смета о включении в бюджет Альменевского района расходов на монтаж оборудования на пульт пожарной части, но главным распорядителем бюджетных средств денежные средства не выделялись, в связи с чем, выполнить предписание юридическое лицо было не в силах. Вины в том МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» не имеется, поскольку, финансирование осуществляется учредителем. Дополнительных источников финансирования нет.
<ДАТА> г. МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» получило от должностного лица, уполномоченного осуществлять пожарный надзор предписание от <ДАТА> г., срок исполнения <ДАТА> г.
Актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА> г. зафиксирован факт невыполнения в установленный срок предписания от <ДАТА> г.
Согласно предписания <НОМЕР> от <ДАТА> г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара руководителю МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа», в рамках проверки юридического лица, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» надлежало устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: по обеспечению в системе пожарной безопасности дублирования светового и звукового сигналов о возникновении пожара, в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 на пульте подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Однако, юридическое лицо (представитель Зарипова Ф.А. на момент составления протокола <ДАТА> г. года, указанное в предписании нарушение, в срок, не устранили.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, защитника, свидетеля, исследовав письменные материалы дела: протокол <НОМЕР> от <ДАТА> года об административном правонарушении, с объяснениями представителя юридического лица, копию предписания <НОМЕР> от <ДАТА> года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, распоряжение <НОМЕР>, акт проверки <НОМЕР> соблюдения требований пожарной безопасности от <ДАТА> года, копии смет, копии заявок /докладных главе района, начальнику районного отдела образования Альменевского района от <ДАТА> г., от <ДАТА> г., от 16.10.<ДАТА> г., копию выписки из приказа <НОМЕР> от <ДАТА15>, копию Устава МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа», ответ учредителя юридического лица - Администрации Альменевского района от 22.06.<ДАТА> г. о принятых мерах пожарной безопасности, пожарных мероприятий и затраченных средствах на их исполнение и осуществление, в том числе и по предписаниям, выписки из смет отдела образования Администрации Альменевского района о включении расходов в бюджет Альменевского района на <ДАТА>-<ДАТА> годы, содержащую сведения по МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» и статье расходов <НОМЕР> «Установка пульта пожарной сигнализации» в размере 30, 26 и 80 тыс. руб., Положение об отделе образования Администрации Альменевского района Курганской области, выполняющего полномочия учредителя подведомственных образовательных организаций, договор на бухгалтерское обслуживание между отделом образования и МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» от <ДАТА> г., где предметом договора является деятельность, предусмотренная нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения, договор <НОМЕР> от <ДАТА18> между администрацией Альменевского района, районным отделом образования, комитетом по управлению муниципальным имуществом и учреждением дополнительного образования, в соответствии с которым учредитель осуществляет финансирование образовательной деятельности на основе сметы, составленной с учетом бюджетной заявки образовательного учреждения (п.2.1.4.), где учреждение образования подает учредителю в установленные законодательством сроки бюджетную заявку (п.2.2.1), другие письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 10,11, 12, 14-17 настоящего Федерального закона.
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, вручается под расписку, по результатам проверки должностное лицо вправе выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю следующее предписание, принять меры по контролю за устранением вышеназванных нарушений - иными словами осуществлять периодические проверки факта устранения выявленных нарушений; принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования реально исполнимы. Исполнимость предписания является элементом законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание от <ДАТА> г. вынесено уполномоченным органом, получено юридическим лицом лично. Проверка исполнения приказа назначена приказом, копию которого юридическое лицо получило, о сроках проведения предписания было уведомлено, сроки проведения согласованы. Проверка проведена посредством выезда к месту осуществления деятельности.
Согласно частей 1,2 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств являются:
- обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирование перечня подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
- внесение предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
- внесение предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
- формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- формирование бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств;
- ответственен соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;- распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; -вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;- в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
- предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно статьи 161 (частей 2,3,4,5,7) Бюджетного кодекса РФказенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно ст. 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, которое отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. Порядок финансового обеспечения определяется законом. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающей конституционной обязанностью государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 1 и 2; статья 55, часть 3), предъявляет тем самым особые требования к качеству законов, опосредующих взаимоотношения граждан (физических лиц) и их объединений (юридических лиц) с публичной властью.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, как установлено из ч. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, в соответствии с учредительным документом, а доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в случае осуществления образовательным учреждением деятельности по оказанию на договорной основе платных образовательных услуг населению, предприятиям, учреждениям и организациям указанные средства поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы, следовательно, не остаются в распоряжении образовательного учреждения.
При рассмотрении протокола об административном правонарушении у мирового судьи, из пояснения представителя юридического лица Зариповой Ф.А., защитника Аюповой С.В., свидетеля <ФИО2>, исследованных письменных материалов дела установлено, что при получении предписания (об установлении дублирующего сигнала (светового и звукового) на пульт…) должностного лица осуществляющего государственный пожарный надзор от <ДАТА> г., юридическое лицо принимало меры для его исполнения, путём подачи бюджетных заявок главному распорядителю бюджетных средств (учредителю), в соответствии с учредительным договором, Уставом, бюджетным кодексом, в установленные сроки, для формирования сметы расходов на текущий год, (в том числе по ст. 226 «прочие расходы) по исполнению соответствующих уставных задач, предусмотренных главой 2 Устава, поскольку, ответственно за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательного учреждения. При всем этом, главным распорядителем бюджетных средств денежные средства для исполнения бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, юридическое лицо приняло все исчерпывающие меры для исполнения предписания, следовательно, оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности лица, не имеется, поскольку, причины и условия совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, не свидетельствует лишь о безусловном виновном поведении.
В силу части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальном учреждением соответствующих задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если имеются обстоятельства, исключающих производство по делу.
С учётом вышеуказанного, мировой судья приходит к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по административному делу, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» подлежит безусловному прекращению, на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 4, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, прекратить.
Мотивированное постановление изготовлено 26 июня 2018года.
Постановление может быть обжаловано в Альменевский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Р.М. Бухарова