П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пгт. Кировский, ул. Ленинская, 25, Кировского района, Приморского края
18 марта 2020 года № 5-112/2020
Мировой судья судебного участка № 105 Кировского судебного района Приморского края Бублик С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района», ИНН 2516003552, ОГРН 1022500678067, расположенного по адресу: Приморский край Кировский район с. Увальное, пер. <ОБЕЗЛИЧЕНО>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
20.02.2020 в 11 час. 30 минут по адресу: Приморский край Кировский район с. Увальное, пер. <ОБЕЗЛИЧЕНО>, установлено, что юридическим лицом - МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» не выполнено, в срок до 03.02.2020 предписание государственного инспектора Кировского муниципального района по пожарному надзору об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 16.05.2019 г. № 28/1/19, тем самым МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» совершило правонарушение, предусмотренное ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица директор Сунтуфий А.Н. вину в совершении административного правонарушения не признала, суду пояснила, что ею вносилось и направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета 2020 года предложение о выделении бюджетных ассигнований на проведение противопожарных мероприятий, в том числе по предписанию от 16.05.2019 г. № 28/1/19, на мероприятия, указанные в предписании. Ранее, также вносились предложения и направлялись заявки на данные противопожарные мероприятия, по предписаниям, выданным в 2017, 2018 году, но ввиду отсутствия средств руководством в план финансово-хозяйственной деятельности предложения не включались. Ею самостоятельно заключались муниципальные контракты на производство пожарных мероприятий по организации ввода дублирующего сигнала на пульт ППО, но ввиду отсутствия оплаты контракты не были исполнены. Вопрос необходимости производства работ постоянно обсуждается на совещаниях, но вся проблема в финансировании. Сметная стоимость работ в 2019 году предоставлялась в МКУ «ЦОМОУ», куда предоставляется проект бюджетной сметы. Ею как директором учреждения предприняты все возможные меры для получения финансирования и выполнения предписания. Просила прекратить производство по делу по ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, так как ею предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач направлялись, но бюджетные средства на указанные цели не выделялись.
Выслушав представителя юридического лица - директора Сунтуфий А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п. 7 ст. 83 Технического регламента системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии со ст. 32 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1. К классу Ф4.1 относятся здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Административная ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Предписанием от 16.05.2019 № 28/1/19 государственного инспектора Кировского муниципального района по пожарному надзору Макаренко К.А. предписано устранить в срок до 03.02.2020 выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- пункт № 1 вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации не дублируется на пульт подразделения пожарной охраны (здание детского сада) (ч. 7 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ);
- пункт № 2 наружное противопожарное водоснабжение находится в неисправном состоянии (здание детского сада) (ППР в РФ п. 55 СНиП 21-01-97 п. 8.1).
В установленный срок предписание исполнено не было.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № 19 от 20.02.2020, предписанием от 16.05.2019 № 28/1/19, актом проверки № 14 от 20.02.2020, пояснениями представителя юридического лица, иными материалами дела.
Предписание инспектора Кировского муниципального района по пожарному надзору Макаренко К.А. от 16.05.2019 № 28/1/19 об устранении нарушений требований пожарной безопасности было вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах его компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, оно является доступным для понимания и исполнимым.
Поскольку предписание директору МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» вручено заблаговременно (в день его вынесения 16 мая 2019 года), то в указанный в предписании срок МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» могло предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований административного органа, а в случае необходимости обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания, однако, длительное время бездействовало
По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию факта принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Следовательно, основанием для освобождения МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля названного юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Каких-либо сведений об обжаловании предписания государственного инспектора Кировского муниципального района по пожарному надзору от 16.05.2019 г. № 28/1/20 в установленном законом порядке, либо о переносе срока выполнения предписания в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности его исполнения в установленный срок, суду не представлено. Таким образом, юридическим лицом не принимались все возможные меры для надлежащего исполнения предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Довод о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ имеются основания для прекращения дела в связи с тем, что МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» просило выделить бюджетные ассигнования на устранение нарушений пожарной безопасности, но бюджетные ассигнования выделены не были, не принимаются во внимание, так как положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы в силу следующего.
Согласно Уставу МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района», Учредителем образовательной организации является Кировский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени Кировского муниципального района осуществляет администрация Кировского муниципального района (далее - Учредитель). Образовательная организация является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. (п.п.1.5, 1.6)
К компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п.3.4).
К компетенции Учредителя относится решение следующих вопросов: обеспечение содержания зданий и сооружений образовательной организации, обустройство прилегающих к образовательной организации территорий (п.3.5).
Имущество образовательной организации является собственностью Кировского муниципального района и закреплено за образовательной организацией на праве оперативного управления. (п.5.1).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов образовательной организации являются: субсидии на исполнение муниципального задания, денежные средства от оказания платных услуг, средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц, другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.5.4)
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательной организации осуществляется в виде субсидий из местного бюджета на финансовое обеспечение исполнения муниципального задания. Образовательная организация ежегодно в сроки, определенные Учредителем, предоставляет Учредителю расчет расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ней или приобретенных за счет выделенных ей Учредителем средств на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации образовательной организации могут предоставляться субсидии из местного бюджета на иные цели. (п.5.16)
Главным распорядителем бюджетных средств образовательной организации является Муниципальное казенное учреждение «ЦО МОУ» Кировского муниципального района. (п.5.17)
Образовательная организация является получателем субсидий из бюджета Кировского муниципального района и осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевой счет, открытый ей в органе казначейства. (п.5.18)
Доходы поступают в самостоятельное распоряжение образовательной организации и используются для достижения целей, ради которых она создана. (п.5.19)
В соответствии со ст. 43 «Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Кировском муниципальном районе», утвержденного Решением Думы Кировского муниципального района от 11.10.2018 № 155-НПА, к бюджетным полномочиям администрации района относятся: обеспечение составления проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период, и представление проекта бюджета с необходимыми документами и материалами главе Кировского муниципального района для последующего направления на утверждение Думе; утверждение муниципальных программ, реализуемых за счет средств районного бюджета.
Статьей 41 Положения предусмотрено, что к бюджетным полномочиям Думы относятся в том числе: рассмотрение и утверждение местного бюджета; осуществление рассмотрения проектов муниципальных программ Кировского муниципального района и предложений о внесении изменений в муниципальные программы Кировского муниципального района. Думе в пределах ее компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, БК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения его полномочий должна быть предоставлена администрацией района вся необходимая информация.
Согласно ст.47 Положения, бюджетные полномочия иных участников бюджетного процесса Кировского муниципального района определяются БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Статьей 49 Положения предусмотрено, что составление проекта бюджета района основывается в том числе на: муниципальных программах Кировского муниципального района.
В соответствии со ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета.
Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.
Директором МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» в целях выполнения предписания и в соответствии с бюджетными полномочиями, в проект бюджетной сметы на 2020 год были включены расходы на вывод сигнала на ЦУС в детском саду - 800 тыс. руб., ремонт АПС в здании детского сада - 50 тыс. руб., установка пожарного водоема в детском саду - 400 тыс. руб., что подтверждается представленным проектом бюджетной сметы. В 2018 году проект бюджетной сметы также предусматривал указанные расходы. В служебной записке от 25.06.2019 № 58 на имя Главы муниципального района указывалось о предписании от 16.05.2019 г. № 28/1/19 и необходимости его выполнения в срок до 03.02.2020. Согласно локального ресурсного сметного расчета сметная стоимость работ составляла 787,363 тыс. руб.
Как следует из соглашения о порядке и условиях предоставления из бюджета муниципального района субсидии на иные цели от 31.12.2019 заключенного между МКУ «Центр обслуживания муниципальных образовательных учреждений» Кировского муниципального района Приморского края (МКУ «ЦОМОУ»), осуществляющего функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств и МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» в 2020 году МКУ «ЦОМОУ» обязалось предоставить учреждению целевую субсидию в сумме 188090,0 рублей, из них по подпрограмме № 3 «Безопасность образовательных учреждений» (П.2 Противопожарная безопасность в ОУ) 34090 рублей.
Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, утвержденного Главой Кировского муниципального района на работы и услуги по содержанию имущества предусмотрено 40650 рублей, из них на противопожарную безопасность 34090 рублей.
Как следует из ответа Думы Кировского муниципального района Приморского края № 32 от 16.03.2020 на запрос мирового судьи, решением Думы от 16.12.2019 № 212 -НПА «О бюджете Кировского муниципального района на 2020 и плановый период 2020-2021 годов» в разделе «подпрограмма «Безопасность образовательных учреждений» на 2020 год по статье - противопожарная безопасность было предусмотрено - 750 тыс. рублей. Программы принимаются администрацией Кировского муниципального района до утверждения Думой Кировского муниципального района бюджета на очередной финансовый год. В программных мероприятиях объем бюджетных ассигнований в разрезе каждого образовательного учреждения не утверждается. В пояснительных записках, представленных администрацией Кировского муниципального района одновременно с проектами решений Думы Кировского муниципального района о бюджете района на соответствующий год, информация по МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» - отсутствовала. В течении 2018, 2019, 2020 годов администрацией Кировского муниципального района предложения о выделении бюджетных ассигнований на исполнение МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» уставных задач в части выполнения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно, для устранения в зданиях детских садов нарушений «Вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации не дублируется на пульт подразделения пожарной охраны», не вносились.
Таким образом, несмотря на выполнение директором учреждения своих полномочий в рамках бюджетного законодательства, всех мер для устранения нарушения и выполнения предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, юридическим лицом не предпринято, предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление муниципальным учреждением соответствующих уставных задач в части выполнения требований законодательства о противопожарной безопасности учредителем, главным распорядителем бюджетных средств учреждения, не вносились, что влечет невозможность прекращения производства по делу на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от обязанности по выполнению законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании от 16.05.2019 № 28/1/19, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.
При таких обстоятельствах, учитывая законность предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и неисполнение данного предписания МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района», суд считает, что действия правонарушителя необходимо квалифицировать по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ - как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку невыполнение МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района» требований пожарной безопасности может создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, находящихся в здании МБОУ «ООШ с. Увальное Кировского района», может повлечь за собой тяжелые последствия.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ во взаимосвязи с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ финансовое и имущественное положение юридического лица учитываются при назначении административного наказания, но не влекут освобождение от административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ООШ с. Увальное Кировского района Приморского края» - признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 45000 (Сорок пять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд Приморского края через мировую судью судебного участка № 105 Кировского судебного района Приморского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по ПК (Департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края, л/счет 04202200080, г. Владивосток, ул. Светланская,22), ИНН 2540188015, КПП 254001001, ОКТМО 05612000, Номер счета получателя платежа: 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю БИК: 040507001 КБК 78511601193010005140, Наименование платежа: административный штраф.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
Мировой судья С.Н. Бублик