Судебный участок № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области
184042, г. Кандалакша Мурманской области, ул. Первомайская, д. 81а
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кандалакша 15 мая 2020 года
Мировой судья судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области Хамутовский Кирилл Викторович,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Прыткова А.Б.1, родившегося <ДАТА2>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>
установил:
<ДАТА3> на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Мурманской области <НОМЕР> от <ДАТА4>, в результате проведения внеплановой документарной проверки, установлено невыполнение Прытковым А.Б.1 в срок не позднее <ДАТА5>, законного предписания <НОМЕР> от <ДАТА6>, вынесенного должностным лицом Кандалакшского, Терского, Ковдорского районов и г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области по использованию и охране земель об устранении нарушения земельного законодательства, выразившееся в продолжение использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 168 000 кв. м., входящего в состав единого землепользования с кадастровым <НОМЕР>, имеющего разрешенное использование - для нужд обороны, расположенного на землях населенных пунктов по адресу<АДРЕС> ориентировочной площадью 216 кв. м., без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Cогласно протоколу об административном правонарушении действия Прыткова А.Б.1 квалифицированы по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства
Прыткова А.Б.1 при рассмотрении дела пояснил, что с протоколом об административном правонарушении он не согласен, поскольку на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, он является собственником здания караульного помещения, расположенного на территории бывшего военного городка в городе Кандалакша на земельном участке, находящемся в ведении Министерства обороны РФ. Постановлением Мурманского областного суда от 19.07.2019 установлено, что отсутствуют правовые основания для исполнения им предписания, которым фактически на него возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый объектом недвижимости - зданием караульного помещения. Нормы действующего законодательства не возлагают на него обязанности обратиться за осуществлением кадастрового учета и регистрации своего права. Предписание, выданное Росреестром, является незаконным, что исключает наличие в его действиях состава вмененного ему правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как установлено в судебном заседании, из предписания, вынесенного должностным лицом Кандалакшского, Терского, Ковдорского районов и г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области по использованию и охране земель от <ДАТА6> <НОМЕР>, Прыткову А.Б.1 предписано в срок не позднее <ДАТА5> оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок.
Указанное предписание направлялось Прыткову А.Б.1 заказным письмом с уведомлением, и получено лично.
Документов, подтверждающих устранение земельного правонарушения, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения Предписания или ходатайства о продлении срока исполнения Предписания с указанием причин и принятых мер по устранению земельного правонарушения, подтвержденных соответствующими документами Прытковым А.Б.1 до установленной Предписанием даты инспектору представлено не было.
<ДАТА3> на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Мурманской области <НОМЕР> от <ДАТА4> проведена внеплановая, документарная проверка выполнения Прытковым А.Б.1 предписания устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от <ДАТА6> со сроком исполнения <ДАТА5>, в ходе которой установлено, что в срок предписание не исполнено, нарушение не устранено, в установленном законом порядке права на используемый земельный участок Прытковым А.Б.1 не оформлены. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от <ДАТА3>.
В связи с изложенным в действиях Прыткова А.Б.1 должностным лицом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Объективная сторона предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом, осуществляющим государственный земельный надзор.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Предписание должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива (пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов определен подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно положениям пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно сведениям, содержащимся в электронной базе Федеральной государственной информационной системы Единый государственный реестр недвижимости, Прыткова А.Б.1 является собственником объекта недвижимого имущества - здания караульного помещения, площадью 216 кв. м., расположенного в границах земельного участка, месторасположение<АДРЕС> право собственности зарегистрировано на основании Договора купли-продажи нежилого здания от <ДАТА10> (свидетельство о государственной регистрации права <НОМЕР> от <ДАТА11>).
Объект земельных отношений, в границах которого расположено здание караульного помещения расположен на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 168 000 кв. м., входящего в состав единого землепользования с кадастровым <НОМЕР>, имеющего разрешенное использование - для нужд обороны, расположенного на землях населенных пунктов по адресу<АДРЕС> ориентировочной площадью 216 кв. м.
По смыслу статей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25.5 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости в силу прямого указания закона с момента государственной регистрации перехода права собственности на приобретённый им объект недвижимости переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости.
С учетом изложенного, Прытковым А.Б.1 с момента регистрации права собственности на здание караульного помещения в установленном законом порядке принадлежит право пользования земельным участком под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества, не признанного в установленном законом порядке самовольным.
Уполномоченный орган вынес оспариваемое предписание от <ДАТА6>, полагая, что Прыткова А.Б.1 обязан в установленном порядке оформить права на земельный участок в соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
Между тем, приведенные нормы не возлагают на пользователей, которым является Прыткова А.Б.1 (пользователь земельного участка), и собственников земельных участков, обязанности обратиться за осуществлением кадастрового учета и регистрацией своего права; такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким-либо сроком, а их невыполнение не является нарушением законодательства.
Право пользование земельным участком, на котором расположен объект недвижимости и необходимым для его эксплуатации, возникло у собственника этой недвижимости в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Вышеизложенное свидетельствует, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства от <ДАТА6> со сроком его исполнения до <ДАТА5> является незаконным (Определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.04.2018 № 85-КГ18-2; Постановление Мурманского областного суда от 19.07.2019 по делу № 4А-189/2019).
Признание предписания незаконным исключает наличие в бездействии Прыткова А.Б.1 состава вмененного ему административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 25 ░░. 19.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.1 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░