Дело № 2-353/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
c.Кытманово АК 13 июня 2017 года
Суд в составе:
мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края Матрохиной О.В.,
при секретаре: Корягиной Ю.В.,
с участием пом.прокурора Кытмановского района АК Рыгалова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кытмановского района в интересах Галяутдиновой <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по Кытмановскому району АК о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кытмановского района Алтайского края обратился в судебный участок с исковым заявлением в интересах Галяутдиновой <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по Кытмановскому району о взыскании недополученной суммы компенсационных затрат на приобретенное твердое топливо, в обоснование требований ссылаясь на то, что прокуратурой Кытмановского района была проведена проверка по обращению Галяутдиновой Н.В. о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, связанных с обеспечением твердым топливом для отопления жилого помещения (частного жилого дома). Галяутдинова Н.В. пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности. Ответчик неправильно, исходя из цен, установленных Управлением Алтайского края по регулированию цен и тарифов, ей как педагогическому работнику, предоставлял льготу по компенсации расходов за приобретенное твердое топливо, в то время как должен был предоставлять льготу исходя из фактических произведенных затрат истицей, связи с чем ей была недополучена компенсация за 2015 год в размере 1595 руб. 16 коп. Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края труду и социальной защите и истица Галяутдинова Н.В. в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании пом.прокурора Кытмановского района Рыгалов Д.С. поддержал исковые требования, просил взыскать сумму компенсационных затрат на приобретенное твердое топливо за 2015 год в размере 1595 руб. 16 коп. по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Кытмановскому району Почтарева М.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, считая, что льготы сельским специалистам носили натуральный характер, расчет производился так же, как и в настоящее время, исходя из общей площади жилого помещения и норматива потребления твердого топлива. Цена топлива не имела значения, т.к. учителям предоставлялось само топливо. В настоящее время натуральные льготы заменены денежной компенсацией, в связи, с чем расчет производиться из общей площади жилого помещения, нормативов потребления топлива и цены. Цены фиксированы и установлены субъектом РФ. Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Часть 1 статьи 2 Закона определяет, что компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и управомоченными ими муниципальными учреждениями. В силу ч. 4 ст. 2 Закона размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. В соответствии с п. 14 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 (далее - Правила), выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору. Пунктом 4 Правил, установлено, что компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. В соответствии с п. 25 Правил Размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п.31 Правил при отсутствии соглашения о взаимодействии (между Управлениями по социальной защите и организациями - поставщиками услуг, п. 26 и 27 Правил) денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей). В соответствии с п. 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Таким образом, нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 №99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты отопления твердым топливом для педагогических работников не содержат, а, напротив, п. 4 и 31 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных представленными педагогическим работником платежными документами организации, реализовавшей ему топливо или договорами купли- продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов», принятому во исполнение Указа президента РФ от 28.02.1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», твердое топливо, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, входят в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен(тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены закреплено также в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ от 06.10.1999г. №184 - ФЗ. В соответствии с положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 г. №695), названное Управление осуществляет государственное регулирование тарифов(цен), надбавок, наценок, регулирование которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, принимает соответствующие нормативные и иные правовые акты в форме решений или приказов, закрепляют осуществление контроля применения регулируемых управлением цен (тарифов) и при необходимости проверку обоснованности величины и правильности применения указанных цен, привлечение к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен и рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях относится к полномочиям и обязанностям названного Управления. За завышение регулируемых государством цен Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности и на основании Указа президента РФ от 28.02.1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» применять к продавцу санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2011 года №169 «О регулировании цен на топливо печное, бытовое (дрова), реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» и от 20.06.2011 года №140 «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21.06.2012 г. №76 «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» регулируют механизм реализации твердого топлива торгующими субъектами населению, а не предназначены для расчета размера компенсации на приобретение твердого топлива педагогическим работникам. Суд считает, что объем предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки педагогам никак не может быть связан с правоотношениями по государственному регулированию цен и тарифов. В судебном заседании нашел подтверждение и не оспаривался сторонами факт, что Галяутдинова Н.В. имеет право на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник по оплате жилого помещения, отопления и освещения в порядке и размерах, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно списка педагогических работников МБДОУ детсад «Малинка» Галяутдинова Н.В. пользуется льготами на компенсацию за твердое топливо в управлении социальной защиты как педагогический работник. Общая площадь жилого помещения, принадлежащего Галяутдиновой Н.В. составляет 56.59 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности. Согласно договора купли-продажи от 06.08.2015г. Галяутдинова Н.В. приобрела дрова в количестве 5 куб.м. по цене 1400 руб. за 1 куб.м. на общую сумму 7000 руб. Согласно Решению Кытмановского районного Совета народных депутатов от 28.08.2008 №54 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии» с 01 октября 2008 г. норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 57, 4 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 052 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,21 куб.м. В силу решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2012 № 93 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (каменного угля, бурого угля, дров (в плотной массе) при наличии печного отопления на территории Алтайского края» с 01.01.2013г. норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 66, 3 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 05 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,197 куб.м. В силу Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.04.2015 N 108 «О нормах твердого топлива для продажи населению, используемых при предоставлении мер социальной поддержки», с 06.11.2013 норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 64 кг. каменного угля, дров на растопку - 0, 058 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,180 куб.м. Мировой судья за основу принимает расчеты, представленные прокурором, как произведенные с учетом установленных нормативов и стоимости твердого топлива и находит их верными. Недополученная общая сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо (социальной выплаты) за 2015г. составляет 1595 руб. 16 коп. Таким образом, суд считает, что из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что закон РФ «Об образовании», Закон Алтайского края от 03.11.2005 года №88-СЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации края от 29.02.2012 №99 каких- либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате расходов на твердое топливо, не содержат. Соответственно, недополученную сумму компенсации необходимо взыскать с Управления социальной защиты населения по Кытмановскому району, но поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета Алтайскогокрая, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление социальной защиты населения по Кытмановскому району АК освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кытмановского района в интересах Галяутдиновой <ФИО1> удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Кытмановскому району в пользу Галяутдиновой <ФИО1> недополученную сумму компенсации понесенных ею затрат на приобретенное твердое топливо за 2015 год в размере 1595 руб. 16 коп.
Решение может быть обжаловано в Кытмановский районный суд Алтайского края путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка Кытмановского района Алтайского края в течение месяца со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.