Дело № 5-50/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
28 января 2020 года г. ПевекМировой судья судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа Бегун Н.В., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Баевского Николая Константиновича,
У С Т А Н О В И Л:
28 января 2020 года мировому судье судебного участка Чаунского района Чукотского автономного округа из ПП (м/д г. Певек) МОМВД России «Билибинский» поступил протокол № 23120131 от 24 января 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Баевского Николая Константиновича.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Баевский Н.К. 07.10.2019 в 23 часов 00 минут по адресу<АДРЕС> реализовал <ФИО1> одну пластиковую канистру белого цвета, ёмкостью 5 литров, со спиртосодержащей жидкостью, с объемной долей этилового спирта 96% оборота, в нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции».
Действия Баевского Н.К. квалифицированы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Изучив поступивший протокол и приложенные к нему материалы, мировой судья приходит к выводу об их возвращении, по следующим основаниям.
Согласно п. 3-5 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В силу п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Часть 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Кроме того, для привлечения лица к административной ответственности по ст. 14.17.1 КоАП РФ необходимо установить, что лицо осуществило незаконную розничную продажу алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции. Понятие алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции приведено в Федеральном законе от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе киноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
В силу п. 5 ст. 2 алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В материалах, приложенных к протоколу об административном правонарушении, имеется заключение эксперта № 428 Э от 09.12.2019, согласно которому, физико-химическая экспертиза была произведена на основании постановления о назначении судебной экспертизы от 26.11.2019 по материалам проверки зарегистрированным в КУСП № 661 от 20.11.2019.
Между тем, представленные суду материалы не содержат доказательств, подтверждающих розничную продажу Баевским Н.К. алкогольной либо спиртосодержащей пищевой продукции, поскольку в материалах дела отсутствует заключение эксперта, подтверждающее, что реализованная Баевским Н.К. жидкость является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
В статье 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административно правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым. Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным и препятствовал рассмотрению дела по существу.
По смыслу закона протокол, направленный в суд после устранения недостатков, послуживших основанием для его возвращения административному органу, должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, которые являются едиными для всех протоколов об административных правонарушениях, в том числе и тех, которые возвращались на стадию возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, в случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений, и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Поэтому в материалах дела, переданных на рассмотрение судье после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие осведомленность правонарушителя обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.
С учетом таких обстоятельств, протокол об административном правонарушении с материалами дела в отношении Баевского Н.К. подлежит возвращению в орган, должностное лицо которого составило протокол, для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
возвратить протокол № 23120131 от 24 января 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Баевского Николая Константиновича и приложенные к нему материалы, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков перечисленных в настоящем определении.
Определение может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том случае, когда данным определением затронуты его права, в течение 10 суток путем подачи жалобы в Чаунский районный суд через мирового судью судебного участка Чаунского района.
Мировой судья Н.В.Бегун