Дело № 2-567/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«31» марта 2015 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Е.Ю. Петуховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.С.Н. к администрации муниципального района «****» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Х.С.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «****» (далее – администрация МР «****») о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения. В обоснование требований указала, что зарегистрирована и проживает вместе со своей дочерью по адресу: ********** ********** на основании договора социального найма. На основании акта городской межведомственной комиссии ********** от **.**.** указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции.
Истец просит обязать администрацию МР «****» предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, не менее 32,7 кв.м.
В судебном заседании истец на иске настаивала, дала пояснения согласно поданному заявлению. Пояснила, что спорную квартиру ей и ее дочери предоставили в **.**.** г. на основании ордера администрации **********, квартира двухкомнатная общей площадью 32,7 кв.м. Сам дом одноэтажный, деревянный, 3-квартирный. Отопление печное, воды нет, канализации тоже. Более 7 лет не живут в этой квартире, т.к. жить невозможно, дом пришел в негодность. Живут по съемным квартирам. Ни у нее, ни у дочери нет в собственности жилых помещений. Сама она не работает, стоит в центре занятости на учете, дочь работает. В свое время она состояла в очереди на улучшении жилищных условий в администрации ГП «****».
3-е лицо – Х.Л.Р. (дочь истца) поддержала требования истца, дала аналогичные пояснения.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена администрация ГП «****».
Дело слушается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица администрации ГП «****», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Из представленного отзыва следует, что третье лицо просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика администрации МР «****», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.48-49).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца, 3-го лица Х.Л.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.
В силу статей 4, 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
При этом конституционное право граждан на жилище и, как следствие, на достойную жизнь закреплено в статьях 11, 41 Конституции Республики Коми, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Коми обязаны создавать условия для осуществления права на жилище и обеспечивать, в том числе бесплатное предоставление указанным в законе и нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение конституционных предписаний Жилищным кодексом Российской Федерации (статьями 49, 57) определен круг лиц, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по нормам, установленным соответствующим органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В то же время федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен и иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также установлены другие нормы предоставления жилья (часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников, тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В судебном заседании установлено следующее.
Истец и ее дочь Х.Л.Р. зарегистрированы по адресу: ********** ********** ********** **.**.** по настоящее время (л.д.9).
Указанное жилое помещение было предоставлено Х.С.Н. администрацией ********** на основании ордера №... от **.**.** (л.д. 10)
**.**.** между администрацией МР «****» и Х.С.Н. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ********** (л.д.40-41).
Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира относится к жилым помещениям.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что согласно акту №... от **.**.** городской межведомственной комиссии ********** ********** не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодна для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции (л.д. 26-27). Из данного акта так- же следует, что по состоянию на **.**.** данный дом имел 44% износа.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно поэтажному плану ********** **********, экспликации, а также справке Филиала ****, общая площадь ********** указанного дома составляет 32,7 кв.м.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Устава Муниципального образования муниципального района «****» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно справке администрации МР «****» Х.С.Н. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла и не состоит (л.д. 34).
Доводы ответчика, изложенные в отзыве о том, что истец на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана, и поэтому следует в иске отказать, суд считает не состоятельными и правового значения не имеют, поскольку истец заявленные требования обосновывает положениями ст. 57 ЖК РФ, которой не предусмотрено обязательное условие – состоять в очереди на улучшение жилищных условий, а поскольку квартира истца является непригодна для проживания, она имеет право на внеочередное получения жилья.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии **** сведения о зарегистрированных правах на ********** **** отсутствуют (л.д. 32).
Согласно представленным сведениям ГБУ РК «**** **********» Х.С.Н. не зарегистрирована в качестве получателя пособий и компенсаций, статуса малоимущей не имеет (л.д. 24)
В пункте 37 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 Пленум Верховного Суда Российской Федерации « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» обобщил требования, предъявляемые к благоустроенному жилью, предоставляемому гражданам по договору социального найма, согласно статье 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального района «****» обязана предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным ст.89 ЖК РФ. Истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального района «****» предоставить вне очереди Х.С.Н. на состав семьи 2 человека, включая Х.Л.Р., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям **********, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 32,7 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья М.В. Гусарова