Решение по делу № 5-686/2016 от 07.06.2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                    

7 июня 2016 года                                                                              г.о.  Тольятти

            Мировой судья судебного участка № 117 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области Кинева Н.А., находящийся по адресу: г.о.Тольятти, ул. Белорусская, 16, каб.116, рассмотрев материалы дела № 5-686/2016 об административномправонарушении в отношении должностного лица Окунева <ФИО1>,  <ДАТА2>,                                  

                                                          УСТАНОВИЛ:

Согласно материалам  дела <ДАТА3> Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по < АДРЕС> области проведен осмотр места нахождения Общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧИНО>»   по адресу: < АДРЕС>  В ходе контрольных мероприятий установлено, что постоянно действующий исполнительный орган, представители организации фактически по данному адресу не находятся и не обеспечена связь с юридическим лицом, что подтверждается актом обследования <НОМЕР> от <ДАТА4> корреспонденция, направленная в адрес организации Общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧИНО>»    не получена. Указанный факт свидетельствует о невозможности связи с организацией, что в свою очередь, дает основания предполагать о нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц. В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения в части сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. В результате чего нарушен п. 1 ст. 5 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц Окунев К.Г.  является директором    юридического лица ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>». С целью приведения в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об организации в части юридического адреса и ее учредительных документов, Межрайонной ИФНС России <НОМЕР>   по < АДРЕС> области на адрес юридического лица и должностного лица организации направлены  предписания от <ДАТА6> исх. <НОМЕР>   об устранении нарушений действующего законодательства в срок до <ДАТА7> До настоящего времени   нарушения не устранены. ЕГРЮЛ содержит недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица ООО «<ОБЕЗЛИЧИНО>». Заявлений на государственную регистрацию в регистрирующий орган не поступало. В результате были нарушены п. 2 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 2 ст. 54 ГК РФ.


            В судебное заседание Окунев К.Г.    не явился. Дело рассматривается без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом суд исходит из следующего.  Согласно ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

            Для извещения лица о месте и времени рассмотрения дела судом на 0<ДАТА1> в  по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу   направлялась судебная повестка.    Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу -Окунев К.Г.  считается извещенным о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Представленные материалы административного дела позволяют всесторонне, объективно и полно изучить указанное дело, оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

             Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, и оценив их в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующим выводам.
            В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О государственной регистрации юридических лиц», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

            Согласно п.п. «в» п.1 ст. 5 указанного Закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.

            В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

            Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

            Исходя из содержания приведенной нормы, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, должен выяснить законность вынесенного предписания, а также содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.

            Указание в предписании на устранение руководителем юридического лица нарушений законодательства не может само по себе свидетельствовать о возложении на него обязанности по устранению нарушений законодательства, поскольку, по существу, предписание содержит указание на необходимость представления информации к установленному сроку. Обязанность сообщить в регистрирующий орган по месту нахождений об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица возложена на юридические лица законом.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом в пункта 1 статьи 5 Федерального закона от  <ДАТА5> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр), являющийся федеральным информационным ресурсом.
            Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.

            Таким образом, законом урегулирована процедура формирования записей государственного реестра.

            Регулирование вопросов, связанных с выявлением нарушений установленной процедуры также основано на осуществлении уполномоченным органом мероприятий в пределах предоставленных полномочий.

            Так, письмом Федеральной Налоговой службы Министерства Финансов Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР> установлен порядок мероприятий, проводимых налоговым органом, осуществляющим (осуществившим) соответствующую государственную регистрацию юридического лица при выявлении факта недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности, об адресе (месте нахождения) юридического лица.

            В силу п. 1 письма регистрирующий орган рассматривает возможность возбуждения административного производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, обеспечивается составление протокола об административном правонарушении и направление материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения по факту представления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. При направлении в суд материалов одновременно представляется ходатайство о направлении в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности, представления в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ.

            Согласно п. 3 указанного письма регистрирующий орган при выявлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица самостоятельно либо по информации, полученной из Налогового органа, а также на основании судебного акта в течение 5 рабочих дней:

- вносит данные сведения в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
- направляет в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения организации (уведомление не направляется в случае, если в адрес всех указанных лиц было ранее внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших административному правонарушению с аналогичными требованиями).
            Информация об установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в 10-дневный срок доводится Налоговым органом до банков, в которых открыты банковские счета организации, в целях реализации ими положений Федерального закона от <ДАТА10> N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 4 письма).

            В случае не устранения недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в течение срока, указанного в соответствующем уведомлении (представлении), Регистрирующим органом обеспечивается направление в арбитражный суд заявлений о ликвидации организации с учетом следующих положений законодательства о государственной регистрации и правовых позиций, выраженных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <ДАТА11> N 61 (п. 5 письма).

            Иного порядка действий регистрирующего органа, который бы предусматривал выдачу предписания юридическому лицу или руководителю юридического лица об устранении нарушений законодательства, не предусмотрено.

В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.



            Согласно Приказа Минфина России от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляется заявителям налоговым органом как государственная услуга. Таким образом, в правоотношениях, возникающих между налоговым органом и заявителями по поводу государственной регистрации юридических лиц, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу заявителям. Из содержания раздела 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» также следует, что налоговый орган законодательно не наделен полномочиями контроля и надзора в указанной области правоотношений.

 При таких обстоятельствах требования-предписания от <ДАТА14> исх. <НОМЕР>, <НОМЕР> об устранении нарушений действующего законодательства нельзя признать основанными на нормах закона.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что   Межрайонной ИФНС России <НОМЕР>  по < АДРЕС> области   <ДАТА15> был осуществлен выход по заявленному месту нахождения Общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧИНО>» по адресу < АДРЕС> В связи с отсутствием постоянно действующего исполнительного органа, представителей организации по данному адресу был составлен акт обследования <НОМЕР>   и в адрес организации и  директора <ФИО2> были направлены  предписания  об устранении нарушения законодательства, согласно которых в срок до <ДАТА16> необходимо привести в соответствие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и учредительные документы юридического лица в части юридического адреса организации. Сведения о вручении указанного  предписания адресатам в материалах дела отсутствуют.    <ДАТА17>   Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> < АДРЕС> области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Окунева К.Г.

            При решении вопроса о том, образуют ли действия Окунева К.Г. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, суд исходит из того, что  предписание от <ДАТА18> об устранении нарушений действующего законодательства нельзя признать основанными на нормах закона. При таких обстоятельствах в действиях Окунева К.Г. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.


            Согласно ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.


            Однако, мировой судья принимает во внимание, что  согласно предписания от <ДАТА19> нарушение должно  было быть устранено в срок до <ДАТА20>  Между тем, ст.4.5 КРФоАП установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых  является  безусловным основанием, исключающим производство  по делу  об административном правонарушении. Срок для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ согласно положениям ст.4.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, а в случае совершения административного правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному  в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.  Таким образом, срок привлечения к административной ответственности Окунева К.Г.   <ДАТА21>

На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5 п.6 ,  ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административном правонарушении, мировой судья,

                                                           П О С Т А Н О В И Л:

            Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «Дисквери Авто»    Окунева <ФИО1> прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

            Постановление может быть обжаловано в Федеральный суд Центрального района

г.о. Тольятти через судебный участок №117  Центрального судебного района г. Тольятти в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Мировой судья                                                                                           Н.А.Кинева