Дело № 2-385/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Барда 27 июля 2017 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.
с участием помощника прокурора Бардымского района Назарова Н.Х.,
представителя ответчика Балтаева Ш.С.,
при секретаре Кантугановой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, о принятии мер для устранения нарушений прав инвалидов на доступную среду,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов путем установки при входе в здание администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, специального приспособления, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных групп граждан - «пандусом», согласно требованиям СП 59.13330.2012; установить при входе в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, а также на основных путях движения установить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 метра; оборудовать вход в здание кнопкой вызова «Инвалид».
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Бардымского района проведена проверка соблюдения администрацией Красноярского сельского поселения законодательства о защите прав инвалидов на доступную среду.
Проведенная проверка показала, что в здание администрации Красноярского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, имеется отдельный вход, который не оборудован «пандусом», в связи с чем, доступ для лиц с ограниченными возможностями в здание администрации отсутствует. Для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлена кнопка вызова для инвалидов. У входа в помещения администрации сельского поселения имеется лестница, состоящая из 1 ступеньки. Высота ступеньки составляет 17 сантиметров, ширина — 80 сантиметров.
Отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных групп граждан в помещение администрации Красноярского сельского поселения, ограничивает их право на участие в гражданских правоотношениях, противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации».
В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района Назаров Н.Х. исковые требования поддержал, уточнил в части исполнения решения суда, просит установить срок исполнения решения суда в течение 9 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Представитель ответчика администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Балтаев Ш.С. исковые требования признал в полном объеме, просит установить срок исполнения решения суда 9 месяцев, так как в бюджете на 2017 года денежные средства на устранение указанных нарушений законодательства о защите прав инвалидов на доступную среду, не заложены, данные средства буду заложены в бюджете на следующий год.
Выслушав помощника прокурора Бардымского района, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Установлено, что в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (общественным зданиям, строениям и сооружениям; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, разработка проектных решений на реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» (далее — Закон Пермского края № 627-ПК), к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся административные здания и сооружения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Пермского края № 627-ПК, к маломобильным группам населения относятся лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, получать услугу и необходимую информацию, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Пермского края № 627-ПК, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Пермского края № 627-ПК, разработка проектных решений на реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются в том числе уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу.
Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно пункта 1.2 СП 59.13330.2012, требования документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Пункт 4.1.14 содержит требование к зданиям о том, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пункты 4.1.14 - 4.1.16 указанного СНиПа предусматривают технические требования к пандусам, а именно:
4.1.15 - Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 на 1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1 на 2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания
массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Важнейшей нерешенной социальной задачей является создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.
В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Бардымского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления .......... района Пермского края законодательства о защите прав инвалидов на доступную среду, о чем составлен акт проверки (л.д. №). В ходе проверки установлено, что в здание администрации Красноярского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес> имеется отдельный вход, который не оборудован «пандусом», в связи с чем, доступ для лиц с ограниченными возможностями в здание администрации отсутствует. Для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не установлена кнопка вызова для инвалидов. У входа в помещения администрации сельского поселения имеется лестница, состоящая из 1 ступеньки. Высота ступеньки составляет 17 сантиметров, ширина — 80 сантиметров (л.д. №). Данные обстоятельства подтверждаются и имеющимися фототаблицами (л.д. №).
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что администрацией Красноярского сельского поселения в нарушение вышеуказанных требований законодательства не обеспечен беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения на объект социальной инфраструктуры, что нарушает права на доступную среду инвалидов.
Таким образом, отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных групп граждан в помещение администрации Красноярского сельского поселения, ограничивает их право на участие в гражданских правоотношениях, противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации».
Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые ему понятны.
В соответствии со ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований исполняющего обязанности прокурора Бардымского района, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены ответчиком, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом изложенного, государственная пошлина с административного ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края устранить нарушения требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов путем установки при входе в здание администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района, расположенного по адресу<адрес>, специального приспособления, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных групп граждан - «пандусом», согласно требованиям СП 59.13330.2012; информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающую информацию о помещениях в здании, а также на основных путях движения установить тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 метра; кнопки вызова «Инвалид».
Установить срок исполнения решения суда в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края по истечении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Бардымский районный суд Пермского края и прокурору Бардымского района Пермского края об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С у д ь я - И.Н.Аиткулова