30 апреля 2015 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бредихина А.В., при секретаре Ивановой В.И.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Волжского района Самарской области - Халеппо И.М.,
лица, в чьих интересах подано исковое заявление - Коновалова И.В.,
представителя ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области - Калгатиной Т.Н.,
представителя третьего лица МКУ Отдела по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Волжский Самарской области - Комаровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1518/15 по исковому заявлению Прокурора Волжского района Самарской области в интересах Коновалова И. В. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волжского района Самарской области в интересах Коновалова И.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда.
В иске указал, что Коновалов И.В.является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения для проживания не имеет. Коновалов И.В.относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, подлежит обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В связи с чем, Прокурор Волжского района Самарской области просит обязать ответчика обеспечить Коновалова И.В.жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании Коновалов И.В., представитель истца - помощник прокурора Волжского района Самарской области - Халеппо И.М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района Волжский Самарской области Калгатина Т.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица - Отдела по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Волжский Самарской области Комарова С.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица - Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Коновалов И.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Его мать К.Г.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец К.В.И., умер ДД.ММ.ГГГГ.
Жилого помещения для проживания Коновалов И.В.не имеет.
Из уведомления Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах Коновалова И.В.на объекты недвижимого имущества на территории Самарской области отсутствуют.
В настоящее время Коновалов И.В.зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Коновалов И.В., окончил обучение в Государственном бюджетном учреждении Самарской области основной общеобразовательной школе с. Яблоновый Овраг муниципального района Волжский Самарской области, получил среднее образование.
Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области № 2714 от 03.07.2013 г. Коновалов И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
С 01.01.2013 года вступил в действие Федеральный закон РФ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», изменившие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федеральный закон РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Жилищный кодекс РФ и ст. 26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Действие положений ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона РФ № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ в новой редакции, детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз еще на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление.
Законом Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области).
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации30.09.2005 г. № 85-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающую под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д.
Однако, до настоящего времени органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Коновалову И.В. не предоставлено, чем нарушаются его жилищные права.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области в пределах своей компетенции обязана обеспечить Коновалова И.В.жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Волжского района Самарской области в интересах Коновалова И. В. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить Коновалова И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца.
Судья А.В. Бредихин