ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
24 августа 2020 года г. Черемхово
Мировой судья судебного участка № 108 Черемховского района Иркутской области Новикова Е.Г., с участием главы Бельского муниципального образования Тюменцева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-150/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
главы Бельского муниципального образования Тюменцева Александра Николаевича, <ДАТА3> рождения, уроженца <АДРЕС>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>
установил:
Глава Бельского муниципального образования Тюменцев А.Н. привлекается к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с тем, что, являясь ответственным должностным лицом, не выполнил в установленные сроки до <ДАТА4> требования пунктов 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15 предписания <НОМЕР> от <ДАТА5> государственного пожарного надзора, вынесенного заместителем главного государственного инспектора <АДРЕС> по пожарному надзору <ФИО1>, об устранении нарушений обязательных требований, норм и правил пожарной безопасности на территории Бельского МО: с. <АДРЕС> (п.п. 3, 5 предписания), <АДРЕС> (п.п. 6, 7 предписания), <АДРЕС> (п. 8 предписания), <АДРЕС> (п. 11 предписания), <АДРЕС> (п. 12 предписания), <АДРЕС> (п. 13 предписания), <АДРЕС> (п. 15 предписания).
В судебном заседании главе Бельского муниципального образования Тюменцеву А.Н. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положение ст. 51 Конституции РФ, отводов не заявлено, заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела: муниципального контракта <НОМЕР> от <ДАТА6> и приложения к нему <НОМЕР>, товарной накладной от <ДАТА7>, квитанции об оплате от <ДАТА8>, ответа на запрос МО МВД России «<АДРЕС>, фотографий сирен в с. <АДРЕС>, муниципальной программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах на территории БельскогоМО в 2020-2022 годах», перечень мероприятий указанной программы, решения Думы Бельского сельского поселения от <ДАТА9>, постановления администрации Бельского МО.
Заслушав главу Бельского МО Тюменцева А.Н., изучив представленные материалы об административном правонарушении, приобщенные к материалам дела по ходатайству документы, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, а на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Согласно протоколу <НОМЕР> об административном правонарушении от <ДАТА6> глава Бельского муниципального образования Тюменцев А.Н. привлекается к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с тем, что, являясь ответственным должностным лицом, не выполнил в установленные сроки до <ДАТА4> требования пунктов 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15 предписания <НОМЕР> от <ДАТА5> государственного пожарного надзора, вынесенного заместителем главного государственного инспектора <АДРЕС> по пожарному надзору <ФИО1>, об устранении нарушений обязательных требований, норм и правил пожарной безопасности на территории Бельского МО: с. <АДРЕС> (п.п. 3, 5 предписания), <АДРЕС> (п.п. 6, 7 предписания), <АДРЕС> (п. 8 предписания), <АДРЕС> (п. 11 предписания), <АДРЕС> (п. 12 предписания), <АДРЕС> (п. 13 предписания), <АДРЕС> (п. 15 предписания).
Как установлено судом и следует из материалов дела, <ДАТА11> заместителем главного государственного инспектора <АДРЕС> по пожарному надзору <ФИО2> по результатам проведенной плановой выездной проверки в адрес главы администрации Бельского МО Тюменцева А.Н. вынесено предписание <НОМЕР> по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно пунктам 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15 предписания <НОМЕР> от <ДАТА5> на главу администрации возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а именно обеспечить территории населенных пунктов звуковой системой оповещения населения о пожаре (с. <АДРЕС>), обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки поселения до лесных насаждений в лесничествах не менее 30 м (с. <АДРЕС>), указанное расстояние менее 30 м является нарушением п. 4.14 Свода Правил СП 4.13130.2013, выразившееся в несоответствии противопожарного расстояния от границ застройки поселения до лесного массива.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от <ДАТА12> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА13> N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
При этом предписание должно быть составлено государственным инспектором по пожарному надзору таким образом, чтобы можно было определить характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также объект защиты, в отношении которого установлено невыполнение требований пожарной безопасности.
Формулировка предписания в пунктах 3, 6 - «противопожарное расстояние от границ застройки жилых домов по улицам поселений до лесных насаждений менее 30 м» не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, так как не содержит перечня действий, которые исполнитель должен совершить, содержит лишь указание на нормы, определяющие противопожарные расстояния от границ застройки поселения до лесных насаждений.
Указанные обстоятельства свидетельствует о формальном характере выданного органом пожарного надзора в адрес главы администрации предписания, что делает его неисполнимым и влечет наступление негативных для заявителя последствий в виде привлечения к ответственности за неисполнение данного предписания.
Из объяснений главы администрации Бельского МО Тюменцева А.Н. следует, что в качестве способа устранения выявленного нарушения представителем органа пожарного надзора указано (устно) на необходимость проведения администрацией сплошных рубок лесных насаждений на лесном участке. Однако выполнить это, как указал глава администрации, не представляется возможным ввиду нахождения лесных участков в федеральной собственности, а также его отнесение к особо защитным участкам, где исключена рубка главного пользования, в подтверждение чего представлен ответ на запрос администрации МО от министерства лесного комплекса <АДРЕС> области от <ДАТА14>, согласно которому леса, граничащий с населенными пунктами с. <АДРЕС>, относится к защитным лесам, министерство не имеет правовых оснований на вырубку указанных лесных насаждений, <ДАТА15> рассмотрен вопрос о необходимости рассмотрения муниципальными образованиями <АДРЕС> области вопроса об оформлении договора аренды лесного участка или договора безвозмездного пользования, с последующим переводом из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений.
Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ, пункту 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА16> N 417 (далее - Правила), в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона РФ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно пункту 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Между тем, администрация Бельского МО собственником лесного участка за границами сельских поселений по периметру населенного пункта не является, документов, подтверждающих право муниципального образования владеть, пользоваться или распоряжаться указанными выше лесными участками, органом пожарного надзора не представлено, а также не представлены доказательства, опровергающие доводы о нахождении земельных участков, по которым определяется противопожарное расстояние от границ застройки поселений до лесных насаждений, в федеральной собственности.
В связи с этим, у главы администрации Бельского МО Тюменцева А.Н. отсутствуют законные основания для осуществления за границами территории населенных пунктов с. <АДРЕС> каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров, в частности, вырубки.
В пунктах предписания <НОМЕР> от <ДАТА5> указано на противопожарное расстояние от границ застройки жилых домов по улицам населенных пунктов до лесных насаждений менее 30 м, что является нарушением п. 4.14 Свода Правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.
Вместе с тем пунктом 1.1 Свода правил предусмотрено, что он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Доказательств того, что здания и жилые дома, расположенные в границах населенных пунктов с. <АДРЕС> построены после введения данного Свода правил в действие, материалы дела об административном правонарушении не содержат, наоборот, главой администрации пояснено, что дома в данных населенных пунктах построены до введения в действие данного Свода. Сама территория населенного пункта не является тем объектом, о котором речь идет в Своде правил.
Следовательно, на главу администрации Бельского МО Тюменцева А.Н. не может быть возложена обязанность по соблюдению требований Свода правил в отношении зданий и сооружений в границах населенного пункта, построенных до введения в действие указанных правил.
Оценивая предписание <НОМЕР> от <ДАТА5> в части устранения нарушений по обеспечению звуковой системы оповещения населения о пожаре (с. <АДРЕС>), мировой судья, исходя из принципа исполнимости, представленных доказательств, пояснений должностного лица, исходя из того, что в предписании не указаны конкретные виды звуковой сигнализации, которые необходимо приобрести (к примеру, механические, ручные и другие), с учетом того, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ (ст. 10) является расходным обязательством муниципального образования, приходит к выводу о том, что срок для устранения выявленных недостатков недостаточен, в связи с чем, в установленный срок исполнить пункты предписания было невозможно.
Мировым судьей принимается во внимание, что главой администрации Бельского МО Тюменцевым А.Н. внесены изменениями в муниципальную программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах на территории Бельского МО в 2020-2022 годах», согласно которым в 2020 году объем финансирования на приобретение сирен механических ручных для оповещения составил 76800 руб.
Кроме того, мировой судья учитывает, что в настоящее время приобретены и установлены сирены механические ручные для оповещения в населенных пунктах с. <АДРЕС>, в <АДРЕС> установлены электрические сирены, в <АДРЕС> граждан, зарегистрированных по месту жительства и пребывания не значится, что подтверждается представленными главой Бельского МО документами.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, возложение органом пожарного надзора на главу администрации Бельского МО Тюменцева А.Н. требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности неправомерно в связи с неисполнимостью в установленные сроки.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бельского муниципального образования Тюменцева Александра Николаевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Черемховский районный суд Иркутской области через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья
Постановление не вступило в законную силу