Дело № 2-212/2020
УИД 29MS0015-01-2020-000193-78
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года город Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова М.В.,
при секретаре Бестужевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Г.А.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
Шевченко Г.А.1 обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование требований истец указала, тем, что является пенсионером по старости и ему законом предоставлена льгота в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, как проживающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) № 039-396170/19 от 15.10.2019 ему отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Просит взыскать с ответчика стоимость проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Котлас - Санкт - Петербург - Котлас в период с 12 сентября 2019 года по 17 сентября 2019 года в размер 4 529 рублей 70 копеек.
В судебном заседании истец, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ. Он являлся офицером и его стаж военной службы более 25 лет. В связи с тем, что он проживает на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, у него имеется право на получение оплаты проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года.
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное), извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом своего представителя не направило. Из предъявленного отзыва следует, что оснований для возмещения компенсации расходов истцу не имеется по следующим основаниям. Шевченко Г.А.1 обратился в Управление с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Котлас - Санкт-Петербург - Котлас в период с 12.09.2019 года по 18.09.2019 года. 15.10.2019 года Управлением было принято решение об отказе в выплате Шевченко Г.А.1 компенсации стоимости проезда в связи с тем, что пенсионер является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. В материалах пенсионного дела Шевченко Г.А.1 имеется справка № 2МА-31358 от 25.02.2009, выданная Военным комиссариатом Архангельской области о том, Что Шевченко Г.А.1 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». С 10.06.2009 года Шевченко Г.А. назначена страховая пенсия за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со ст.8 Закона № 400-ФЗ. Из изложенного следует, что истец, являющийся получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеет статус лица, пенсионное обеспечение которого в рамках Закона № 400-ФЗ осуществляется путем выплаты страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) за периоды его трудовой деятельности, имевшие место после его увольнения со службы, и в соответствии с действующим правовым регулированием не относится к категории пенсионеров, имеющих право на получение компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона от 19.02.1993 г. учитывая незаконность требований истца, о взыскании с Управления компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно предусмотренной статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) просит в удовлетворении заявленных к нему требований отказать.
Определением мирового судьи дело было рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, изучив материалы дела, мировой судья считает исковые требования не подлежащими удовлетворению с учетом следующего.
Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, истец Шевченко Г.А.1 с 11.06.1997 г. является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Указанные обстоятельства подтверждаются копией справки, выданной военным комиссариатом Архангельской области, и сторонами не оспариваются.
Шевченко Г.А.1 состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное), с 10.06.2009 бессрочно является получателем страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) ежемесячно.
08.10.2019 г. Шевченко Г.А.1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) с заявлением о возмещении фактически произведенных ему расходов на оплату стоимости проезда в 2019 г. к месту отдыха и обратно, в связи с тем, что пенсионер не является получателем страховой пенсии по старости и инвалидности, что подтверждается решением Управления об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда № 039-396170/19 от 15.10.2019 г.
Согласно ст. ст. 1, 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем. Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Статьей 34 указанного Закона РФ установлено, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ 1 апреля 2005 г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно п. 1 указанных Правил, настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно имеют пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», которым определены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, названных в данном законе.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Таким образом, регулирующими спорные отношения нормами установлено, что лица, проходившие военную службу, получающие пенсию по выслуге лет, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом № 4468-1, и страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Тем самым законодательно установлен правовой механизм, гарантирующий указанной категории пенсионеров получение страховой пенсии с учетом уплаченных ими в период трудовой деятельности страховых взносов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, мировой судья приходит к выводу о том, что Шевченко Г.А.1, являющийся получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, имеет статус лица, пенсионное обеспечение которого в рамках Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется путем выплаты страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии за периоды его трудовой деятельности, имевшие место после его увольнения со службы либо до ее службы, и в соответствии с действующим правовым регулированием истец не относится к категории пенсионеров, имеющих право на получение компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностям».
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона).
Статьей 20 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в пунктах 1 - 5 закреплено право на проезд на транспорте при определенных условиях для различных категорий граждан - военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов семьи военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, других лиц (сопровождающие, близкие родственники военнослужащего) в зависимости от цели проезда (к месту отдыха, к месту службы, в командировку и т.д.).
Пунктом 5, в частности, предусмотрено право офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).
В силу пункта 9 этой же статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Социальные гарантии для лиц, уволенных с военной службы, в силу специфики службы как особого вида федеральной государственной службы регулируются специальным законом. Соответственно, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, предоставленное только получателям страховых пенсий по старости и по инвалидности, не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку лица, проходившие военную службу, уволенные со службы и являющиеся получателями пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, не лишены возможности воспользоваться санаторно-курортным лечением и проездом на безвозмездной основе на основании норм специального закона, регулирующих порядок предоставления данных социальных гарантий.
Таким образом, право получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации для лиц, получающих пенсию по выслуге лет и страховую часть трудовой пенсии по старости Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не предусмотрено.
А потому мировой судья мировой судья приходит к выводу о необоснованности исковых требований Шевченко Г.А.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно и отказу в их удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья,
в удовлетворении исковых требований Шевченко Г.А.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно отказать.
Решение может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области через мирового судью судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области в течение месяца со дня его вынесения, а в случае подачи заявления о составлении мотивированного решения суда - в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.
Мотивированное решение составлено 30 января 2020 года.
Мировой судья М.В. Евграфова