Сыктывкарский городской суд
Г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.20.
Дело № 5-1662/15
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 декабря 2015г г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Дульцева Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в отношении Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» ... о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ;
у с т а н о в и л :
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в суд представлен протокол об административном правонарушении №... от ** ** **. в отношении Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ по факту нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в судебном заседании на привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения настаивал.
Представитель Сыктывкарского МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» оспаривая наличие состава административного правонарушения в действиях СМУП, пояснял, что асфальтированная территория, находящаяся за административным зданием по адресу : ... не является автостоянкой. Т.к. земельный участок предоставлен для обслуживания здания, на нем произведены мероприятия по благоустройству территории.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в связи с поступлением обращений граждан - жильцов дома №... по ул.... г.Сыктывкара, на несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований проживания в отношении Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» было вынесено определение о возбуждении административного дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования установлено, что в соответствии с договорами аренды земельного участка № ... от ** ** **. администрация МО ГО «Сыктывкар» сдает в аренду земельные участки, на которых оборудована (размещена, расположена) открытая автостоянка.
Арендатором территорий является Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»».
Согласно п. 4.2 указанных договоров аренды земельного участка арендатор обязан не нарушать прав соседних землепользователей и арендаторов.
** ** **. с ... часов до ... часов был проведен осмотр принадлежавших юридическому лицу территорий.
В ходе осмотра были выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и установлено, что на открытой автостоянке находилось всего 74 автомобиля из них – на территории служебной автостоянки 20 автомобилей и на прилегающей территории (открытая автостоянка общедоступного пользования) – 54 машины. Выявлены нарушения СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.1.6.1032-01.
По результатам проверки в отношении Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» вынесен протокол об административном правонарушении №... по факту нарушения требований санитарного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении административного материала суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Нормой ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ автостоянка - это объект недвижимости, предназначенный для хранения автомобилей.
В развитие указанных положений п. 3.1 СНиП 21.02.99 "Стоянки автомобилей", предусмотрено, что стоянка для автомобилей - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения автомобилей. Автостоянки подразделяются на надземные автостоянки закрытого типа - с наружными стеновыми ограждениями, открытого типа, без наружных стеновых ограждений, автостоянки с пандусами (рампами), механизированные автостоянки. Автостоянки могут размещаться ниже и (или) выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. При этом все автостоянки согласно указанных СНиП - это сложные инженерные сооружения, в том числе, это касается и надземных автостоянок открытого типа, см. раздел СНиП 21.02.99 - Надземные автостоянки открытого типа для легковых автомобилей. В них предусматриваются, в том числе, ограждающие конструкции, должно иметь место помещение для хранения первичных средств пожаротушения. На автостоянках открытого типа предусматривается разметка, устройство освещения, дренажа, установка дорожных знаков.
Представленные административным органом фотоматериалы свидетельствуют о том, что автостоянка « Для служебного транспорта АМОГО « Сыктывкар», находящаяся в ведении СМУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» соответствует требованиям вышеназванных СНиП. Данная территория имеет ограждение, контролируемый въезд, оснащена специальным знаком [Р], как и стоянка для инвалидов, оборудованная при въезде на служебную автостоянку.
В соответствии с п. 2.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 N 74 в редакции от 09 сентября 2010 года "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно п. 7.11.12 и таблице 7.1.1 СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 разрыв от открытых автостоянок до фасада жилого дома № ... ул. ... должен составлять не менее 25 м., фактически разрыв между служебной автостоянкой и окнами жилого дома № ... по ул...., г.Сыктывкара составляет 30 м. 71 см, что подтверждается протоколом осмотра территорий от 19.11.2015г., в котором зафиксирован разрыв от служебной стоянки до жилого дома - 30 м.71 см и разрыв от общедоступной стоянки до жилого дома - 12 м. 75 см., протоколом опроса свидетеля ... О.Е. от ** ** **., который также подтвердил указанные замеры, между тем как в протоколе об административном правонарушении от ** ** **. указано, что разрыв между служебной автостоянкой и фасадом жилого дома № ... по ул...., г.Сыктывкара составляет 12 м. и 75 см.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что разрыв между служебной автостоянкой и фасадом жилого дома № ... ул.... г.Сыктывкара не соответствует нормам СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 либо доказательства оборудования СМУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» на территории, предоставленной для обслуживания здания по адресу : ... автостоянки для посетителей, отвечающей признакам такого сооружения, перечисленным в СНиП 21.02.99 "Стоянки автомобилей".
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, установив нарушение требований санитарного законодательства, административный орган не установил, кто является субъектом административной ответственности, не проверил наличие связи между действиями (бездействием) Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» по содержанию открытой автостоянки и нарушением границ разрыва.
Соответственно, отсутствует прямая причинная связь между действиями Сыктывкарский МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» и наступившими последствиями в виде нарушения границ разрыва от общедоступной открытой автостоянки до фасада жилого дома.
В силу п. 2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Согласно пункту 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
В силу пункта 4.2.3 указанных Санитарных правил, проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния данного объекта.
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке (пункт 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» проекта нормативов предельно допустимых выбросов не имеет.
Сам по себе земельный участок, а равно оборудованная на нем автостоянка служебного транспорта, в качестве источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух рассматриваться не могут. Однако, наряду с этим, согласно п.5.1 Устава, к целям и предмету деятельности МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар»» относится осуществление автотранспортного обслуживания работников органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», таким образом, учитывая положения СанПиН 2.1.6.1032-01, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного органа в части возложения на указанное лицо обязанности по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в соответствии с указанными санитарными правилами.
Нормой ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» не были выполнены возложенные на него функции, что привело к нарушению обязательных требований СанПиН 2.1.6.1032-01, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Управление не обеспечило выполнение санитарно-эпидемиологических требований. Наличие объективных препятствий, не позволивших Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» надлежащим образом исполнить вышеприведенные санитарно-эпидемиологические требования, судом не установлены, доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно отсутствие данных о привлечении ранее Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности за аналогичные правонарушения, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в рамках минимальной санкции ст.6.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере ... рублей.
Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Сыктывкарское МУП «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» ... признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: ...
Согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Ю.А.Дульцева