Дело № 5-34/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Бийск 23 января 2020 года
И.о. мирового судьи судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края Буравихина Ю.В., с участием законного представителя юридического лица - директора МБОУ «СОШ №7» Савченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7», расположенного по адресу: 659323, Алтайский край, г.Бийск, ул. Ивана Тургенева, д.215, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
25 октября 2020 года юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7», расположенное по адресу: 659323, Алтайский край, г.Бийск, ул. Ивана Тургенева, д.215, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, не выполнило в установленный срок законного предписания <НОМЕР> от 24.05.2018 года органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах, а именно - требования пунктов №1, №2 и №3 указанного предписания, тем самым совершило административное правонарушении, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор МБОУ «СОШ №7» Савченко М.А. с составленным протоколом согласилась, при этом пояснила суду, что своими силами выполнить все пункты предписания школа не смогла из-за недостатка финансирования, а собирать недостающие денежные средства с родителей школа не имеет права. МБОУ «СОШ №7» сделало все возможное, чтобы обратить внимание на себя, предписание направлялось в МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» с просьбой предусмотреть финансирование, в связи с необходимостью устранить недостатки, однако, денежные средства выделены не были.
Выслушав директора МБОУ «СОШ №7» Савченко М.А., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с п.18 Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оценивает в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч.2 ст.26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), при этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований). Объективная сторона заключается в бездействии либо осуществлении действий, направленных на невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В судебном заседании установлено, что 24.05.2018 года юридическому лицу - МБОУ «СОШ №7» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах по результатам внеплановой выездной проверки было выдано предписание об устранении выявленных нарушений <НОМЕР>, которое было вручено законному представителю юридического лица - директору МБОУ «СОШ №7» Кайдан И.Г. 24.05.2018 года, что подтверждается подписью Кайдан И.Г. в предписании. Предписание не оспорено, вступило в законную силу.
23.12.2019 года в 09 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки по выполнению указанного предписания от 24.05.2018 года <НОМЕР> установлено, что данное предписание частично не выполнено в установленный срок до 24.10.2019 года по следующим пунктам:
- по пункту №1, согласно которому не обеспечена целостность покрытия пола в учебных кабинетах <НОМЕР> (начальные классы), <НОМЕР> (русский язык), <НОМЕР> (изо), <НОМЕР> (физика), <НОМЕР> (математика), в кабинете технологии, в спортивном зале, в рекреациях 1, 2, 3 этажей, что не соответствует п.4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в котором указано, что полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений;
- по пункту №2, согласно которому учреждение не обеспечено достаточным количеством санитарно-технических приборов, а именно: на 3 этаже учреждения отсутствуют туалеты для мальчиков и девочек, так как они переоборудованы в административные помещения (кабинет заместителя директора по АХЧ, кабинет психолога), в результате чего недостаточно санитарно-технических приборов для учащихся. На момент проверки в школе обучается 511 учащихся, обучение в 2 смены, в первую смену обучения для мальчиков имеется в наличии 4 умывальника, 5 унитазов, 5 писсуаров, таким образом, 1 умывальник приходится на 55 мальчиков, 1 унитаз и 1 писсуар приходится на 44 мальчика; для девочек имеется в наличии 5 умывальников, 6 унитазов, таким образом, 1 умывальник приходится на 37 девочек, 1 унитаз приходится на 31 девочку, что является нарушением п.4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», в котором указано, что количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков;
- по пункту №3, согласно которому уровень искусственной освещенности в МБОУ «СОШ №7» не соответствует санитарным нормам, что подтверждается лабораторно (протокол взятия проб (образцов) <НОМЕР> от 23.12.2019 года, протокол измерений световой среды <НОМЕР> от 23.12.2019 года, заключение эксперта <НОМЕР> от 25.12.2019 года (входящий <НОМЕР> от 25.12.2019 года) филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах (Аттестат аккредитации <НОМЕР> выдан Федеральной службой по аккредитации, бессрочный; Аттестат аккредитации в качестве органа инспекции <НОМЕР> выдан Федеральной службой по аккредитации, бессрочный): точка по эскизу <НОМЕР> кабинет <НОМЕР> (русский язык) - освещенность на учебном столе составила 270 люкс, при норме 300-500 люкс, с учетом неопределенности измерений ± 24,9; точка по эскизу <НОМЕР> кабинет <НОМЕР> (русский язык) - освещенность на учебном столе составила 260 люкс, при норме 300-500 люкс, с учетом неопределенности измерений ± 24,0, что является нарушением п.7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», согласно которому в учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300-500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Статьей 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена ответственность юридических лиц, в соответствии с которой юридические лица при осуществлении деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 2 ст.50 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право выдачи должностными лицами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в адрес юридических лиц обязательных для исполнения в установленные сроки предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как указано в ч.2 ст.24 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности. Организации всех форм собственностиобеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Всилу положений п.3 ст.39 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Исходя из положений ч.2 статьи 25 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку юридическим лицом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» не были выполнены в установленный срок (до 24.10.2019 года) пункты №1, №2 и №3 законного предписания <НОМЕР> от 24.05.2018 года органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах, в бездействии юридического лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Вина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» в совершенном правонарушении подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от <НОМЕР> от 26.12.2019 года; копией предписания <НОМЕР> от 24.05.2018 года; копией распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки <НОМЕР> от 19.12.2019 года; актом проверки <НОМЕР> от 23.12.2019 года с фототаблицей; объяснением Киреевой О.А, от 23.12.2019 года, которое имеется в материалах дела; протоколом взятия проб и образцов <НОМЕР> от 23.12.2019 года; определением <НОМЕР> о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 23.12.2019 года; протоколом измерений параметров световой среды <НОМЕР> от 23.12.2019 года; заключением эксперта <НОМЕР> от 25.12.2019 года; копиями свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет в налоговом органе в отношении МБОУ «СОШ №7»; уставом МБОУ «СОШ №7»; предписанием об устранении выявленных нарушений <НОМЕР> от 26.12.2019 года; приказом о приеме Киреевой О.А. на работу на должность директора МБОУ «СОШ №7»; должностной инструкцией директора МБОУ «СОШ №7» Киреевой О.А.; информационным письмом <НОМЕР> от 22.10.2019 года о частичном выполнении предписания.
Анализируя совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности вины юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в совершении административного правонарушения и квалифицирует содеянное им по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ - как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
При этом суд принимает во внимание обстоятельства, на которые ссылается МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» в информационном письме <НОМЕР> от 22.10.2019 года, направленном начальнику ТОУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском, Целинном районах, согласно которому в школе частично устранены выявленные в ходе проверки нарушения, однако, данные нарушения в полном объеме не устранены, в связи с отсутствием финансирования на эти целы.
Данный довод мировым судьей во внимание не принимаются, ввиду следующего.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ №7» является юридическим лицом (п.1.9), данное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельностями, определенными настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами (п.2.1).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Бездействие МБОУ «СОШ №7» по выполнению требований санитарного законодательства противоречит ст.42 Конституции РФ, ст.ст.1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ, так как нарушает право граждан на безопасную среду обитания, которая включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Согласно п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Довод МБОУ «СОШ №7» о том, что юридическое лицо не выполнило предписание по причине отсутствия финансовых средств, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является, поскольку МБОУ «СОШ №7» был предоставлен достаточный срок для его выполнения. Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия администрацией МБОУ «СОШ №7» всех зависящих от нее мер для выполнения требований предписания Роспотребнадзора в материалах дела не имеется, сведений о направлении в органы местного самоуправления ходатайств о выделении денежных средств на выполнение предписания не представлено; представлены сведения о направлении в МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» одного письма от 08.06.2018 года за весь период выполнения предписания, которое не может быть расценено в качестве достаточных и исчерпывающих мер для получения финансирования.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельства, смягчающих и отягчающих административную ответственность МБОУ «СОШ №7», в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным назначить юридическому лицу за совершенное административное правонарушение минимально возможное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
УФК по Алтайскому краю (Управление юстиции по Алтайскому краю, л/с 04172D01940), ИНН 2223613780, КПП 222301001, счет: 40101810350041010001 в ГРКЦ Банка России по Алтайскому краю г.Барнаул, БИК 040173001, КБК 80811601193010000140, ОКТМО 01705000, УИН 0411164530882871015806478. Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о суде и судопроизводстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, в любом отделении Сбербанка РФ.
Квитанцию об оплате необходимо представить мировому судье судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края.
При невыполнении указанных требований согласно ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, орган, вынесший постановление, направляет исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении юридического лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Санкция ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Бийский городской суд Алтайского края через мирового судью судебного участка № 1 г.Бийска Алтайского края в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Мировой судья: Ю.В. Буравихина
«КОПИЯ ВЕРНА» Мировой судья ____________Ю.В. Буравихина Секретарь судебного заседания судебного участка № 1 г.Бийска Алтайского края __________________________Н.А. Шишкина «____»_________________2020 года |
Подлинник (решения, приговора, определения, постановления) подшит в дело № _____________/2020 судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края |
Справка:
Постановление в законную силу не вступило «_____»________________ 2020 г.
Мировой судья: Ю.В. Буравихина
СОГЛАСОВАНО ________________________ Ю.В. Буравихина