УИД: 51 MS0010-01-2021-001865-31
Мотивированное постановление составлено 09.07.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-410/2021
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 6 09 июля 2021 года
Мировой судья судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска Кузнецова Оксана Михайловна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - учредителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> (далее <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петрова <ФИО1>, <ДАТА> рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>,
установил:
учредитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петров Д.В. представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - <ОБЕЗЛИЧЕНО> заявление по форме <НОМЕР>, а также иные документы, содержащие заведомо ложные сведения об адресе Общества в пределах местонахождения юридического лица.
Указанные действия Петрова Д.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Петров Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Петрова Д.В. - <ФИО2> в судебном заседании вину в инкриминируемом Петрову Д.В. правонарушении не признал, пояснил что в целях регистрации <ОБЕЗЛИЧЕНО> между его доверителем и ИП <ФИО3> <ДАТА> был заключен договор, предметом которого являлось оказание помощи в подборе юридического адреса для Общества, подготовка проектов документов, необходимых для регистрации <ОБЕЗЛИЧЕНО> Исполнителю были переданы данные Петрова Д.В. для оформления на его имя электронной цифровой подписи и документы, в которых был указан юридический адрес Общества отличный от адреса, указанного Исполнителем при подаче заявления в <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Умысла предоставлять заведомо ложные сведения у Петрова Д.В. не было, в связи с чем просил прекратить производство по делу или переквалифицировать правонарушение на часть 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в числе прочего, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 указанного закона определено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, помимо прочих, следующие сведения и документы о юридическом лице - адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129 ФЗ от 08 августа 2001 г. проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Лица, уполномоченные быть заявителями при изменении сведений о юридическом лице, перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» К ним относятся руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Административная ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния предусмотрена частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлении контроля за достоверностью представленных в регистрирующий орган сведений о юридическом лице, <ОБЕЗЛИЧЕНО> установлено, что Петров Д.В., являясь учредителем <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА> по каналам связи в электронном виде для государственной регистрации юридического лица при создании упомянутого Общества представил пакет документов, в том числе: заявление по форме <НОМЕР>, Решение <НОМЕР> единственного учредителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА>, Устав <ОБЕЗЛИЧЕНО> гарантийное письмо от <ФИО4>, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, содержащие сведения об адресе Общества в пределах местонахождения юридического лица: <АДРЕС>, офис 7.
В целях проверки достоверности сведений об адресе юридического лица, содержащихся в заявлении, был осуществлен выход по вышеуказанному адресу.
Согласно протоколу обследования зданий, территорий, помещений № б/н от <ДАТА> по указанному выше адресу находится офисное здание, на момент обследования там находился представитель собственника <ОБЕЗЛИЧЕНО> который пояснил что офис <НОМЕР> в здании отсутствует, офисы имеют трехзначную нумерацию.
Как следует из письма директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА>, адресованному налоговому органу, Общество является собственником помещении по адресу: <АДРЕС>. Договорных отношений между <ОБЕЗЛИЧЕНО> и <ОБЕЗЛИЧЕНО> не имеется, последнее по указанному адресу никогда не располагалось, гарантийное письмо о предоставлении Обществу офиса <НОМЕР> <ОБЕЗЛИЧЕНО> не выдавалось, согласие на использование данным Обществом названного выше адреса в качестве места нахождения <ОБЕЗЛИЧЕНО> не давало.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА> г.; распиской Петрова Д.В. в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица от <ДАТА>; копией заявления по форме <НОМЕР>, копией Решения единственного учредителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> <НОМЕР> от <ДАТА>, копией Устава Общества, копией гарантийного письма <ФИО4>, копией протокола б/н от <ДАТА> обследования здания, территории, помещений, копией письма <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА>, выпиской из ЕГРН отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Оснований не доверять имеющимся в материалах дела доказательствам у мирового судьи не имеется, процессуальные документы по делу об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом, объективны и соответствуют предъявляемым требованиям, противоречий при их составлении не имеется, нарушений норм процессуального права при составлении административного материала не допущено.
Внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с этим юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по заявленному адресу, нарушает права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью юридических лиц, в том числе, права и интересы налогового органа, определенные налоговым законодательством, поскольку невозможно осуществить мероприятия по контролю.
В силу абзацев 2, 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» единство и сопоставимость сведений о юридических лицах обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Из содержания части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации, в связи с чем, государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является не только предоставление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей нормой указанного закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, признав их относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, мировой судья приходит к выводу о том, что вина Петрова Д.В. в совершении инкриминируемого правонарушения, установлена и доказана, в связи с чем, в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях, а именно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Оснований для переквалификации действий Петрова Д.В. на часть 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону которой образуют действия, связанные с непредставлением или представлением недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, не имеется.
При этом под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.
Таким образом, предоставление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган будет характеризоваться отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений, в отличие от объективной стороны части 5 той же статьи, характеризующейся исключительно прямым умыслом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
При предоставлении в <ОБЕЗЛИЧЕНО> документов для государственной регистрации юридического лица учредитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петров Д.В. не проверил достоверность сведений, внесенных им в указанные документы относительно адреса юридического лица, доказательств, что при той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру правоотношений, что он принял все меры для соблюдения требований законодательства, должностным лицом не представлено. При этом, подписав заявление о государственной регистрации юридического лица, Петров Д.В. выразил согласие о том, что в случае представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Доводы защитника о том что пакет документов для государственной регистрации юридического лица в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> было подготовлено сторонней организацией - ИП <ФИО3>, который указал иной юридический адрес Общества, не снимает с должностного лица возложенную на него пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ ответственность за достоверность внесенных в такие документы сведений.
Обстоятельства, по которым ИП <ФИО3> указал в заявлении неверный адрес не могут являться обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, равно не могут быть обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
При назначении наказание, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, данные, характеризующие личность правонарушителя, его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие сведений о привлечении Петрова Д.В. ранее к административной ответственности, и назначает наказание в виде дисквалификации.
Руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
учредителя общества с ограниченной ответственностью <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петрова <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Мурманска путем подачи жалобы в указанный суд либо через мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>. Мировой судья О.М. Кузнецова