Дело <НОМЕР>.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<ДАТА1> сел. Акуша
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района - <ФИО1>, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца сел. Кассагумахи, <АДРЕС> района, проживающего в сел. Кассагумахи, <АДРЕС> района.
Привлекаемому к административной ответственности разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ.
Права и обязанности ясны и понятны.
у с т а н о в и л :
Согласно протокола об административном правонарушении от <ДАТА3>, серия <НОМЕР> СМ <НОМЕР>, составленному инспектором ИДПС ОГИБДД ОМВД РФ по <АДРЕС> району, РД, младшим лейтенантом полиции <ФИО3>, <ФИО2> привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.
Так, согласно протокола <ДАТА3>, в 18 часов 40 минут, на а/д Уркарах-Суребук водитель <ФИО2> управляя транспортным средством ВАЗ-217030 за государственным регистрационным знаком К949ТС<НОМЕР>РУС, в нарушение требований п.п.2.3.2 Правил дорожного движения России, не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, тем самым его действия квалифицированы по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.
В судебном заседании <ФИО2> вину не признал и пояснил, что привлекается к административной ответственности незаконно, так как процедура направления на медицинское освидетельствования на состояние алкогольного опьянения проводилась с нарушением установленного порядка. Действительно выпил одну бутылку пива за несколько часов до того как сесть за управления транспортным средством. Просит прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор возбудившее административное дело в отношении <ФИО2> показал, что транспортное средство под управлением <ФИО2> была остановлена и водитель был доставлен в участковый пункт полиции по селению Кубачи. Он с <ФИО5> с селения Уркарах добирались в селение Кубачи около часу. По прибытию им было предложено пройти водителю <ФИО2> процедуру освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и после отказа, пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, на что водитель <ФИО2> также ответил отказом.
Аналогичные показания дал допрошенный в судебном заседании свидетель работник полиции <ФИО5>
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, изучив показания свидетелей опрошенных в ходе судебного заседания, исследовав и оценив доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.1.1 ст.27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно ч.3 ст.27.12, ч.3 ст.27.12.1 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол.
В силу ч.2 ст.25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных, в частности, главой 27 КоАП РФ, в которой расположены ст.ст.27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч.2 ст.27.12 КоАП РФ).
Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (ч.3 ст.25.7 КоАП РФ).
В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (ч.6 ст.25.7 КоАП РФ).
Вместе с тем, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении были нарушены требования КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, <ДАТА3> сотрудником ГИБДД в отношении <ФИО2> применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При совершении данных действий не было обеспечено участие понятых. Фиксация совершения указанных процессуальных действий с применением видеозаписи инспектором ГИБДД в соответствующих протоколах и акте не отражена. Не указана видеозапись фиксации совершения процессуальных действий и в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, и в протоколе об административном правонарушении, в качестве доказательства, прилагаемого к протоколу. Отсутствует рапорт инспектора ГИБДД.
При таких обстоятельствах протокол об отстранении от управления транспортным средством от <ДАТА3>, серия <НОМЕР> СМ <НОМЕР>, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от <ДАТА3>, серия <НОМЕР> СК <НОМЕР>, протокол о направлении на медицинское освидетельствование от <ДАТА3>, серия <НОМЕР> № 0227<НОМЕР>, в соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ следует признать недопустимыми доказательствами по делу, как полученные с нарушением требований закона и подлежат исключению из числа доказательств по настоящему делу об административном правонарушении.
При этом наличие в материалах дела об административном правонарушении DVD-диска с видеозаписью, а также указание в описи и в сопроводительном письме мировому судье, что прилагается видеозапись, не означает соблюдение должностным лицом вышеназванных требований КоАП РФ, поскольку свидетельствует о том, что должностным лицом ГИБДД не исполнена обязанность разъяснить водителю порядок совершаемых в отношении него процессуальных действий (применение видеофиксации, вместо участия понятых).
Более того, на видеозаписи исследованной в ходе судебного заседания, отсутствуют какие-либо процессуальные действия, разъяснения прав, разъяснения проводимых процедур, отстранения от управления, освидетельствования и иных процессуальных действий кроме вопросов о согласии или отказе прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР> утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Из смысла п.16 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов следует, что определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения РФ <НОМЕР> от <ДАТА5> утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно п.4 Порядка медицинское освидетельствование включает в себя осмотр врачом-специалистом (фельдшером), исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, определение наличия психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в крови.
В соответствии с пп.1 п.5 указанного Порядка предусмотрено, что медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, которое управляет транспортным средством, - на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями ст.27.12 КоАП РФ должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Пункт 8 Порядка предусматривает, что в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением <НОМЕР> к настоящему Приказу.
Проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением <НОМЕР> к настоящему Порядку (п.9).
Согласно п.19 указанного Порядка медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях: отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения), отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 Порядка, фальсификации выдоха, фальсификации пробы биологического объекта. В таких случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от медицинского освидетельствования отказался».
Как следует из протокола об отстранении от управления транспортным средством, основанием полагать, что водитель <ФИО2> находился в состоянии опьянения, явилось наличие у него запаха алкоголя изо рта, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица.
Данные признаки указаны в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР>.
При таких обстоятельствах, установленный КоАП РФ и Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был, требования КоАП РФ при возбуждении в отношении <ФИО2> данного дела об административном правонарушении нарушены.
Кроме того в протоколе об административном правонарушении серии <НОМЕР> СМ <НОМЕР> были внесены изменения (исправления) в части времени совершения правонарушения. В материалах дела данные о том, что исправления в протокол серии <НОМЕР> СМ <НОМЕР> об административном правонарушении были внесены в присутствии <ФИО2>, а также о его извещении о необходимости явки для внесения изменений в протокол отсутствуют.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что исправления в протокол внесены должностным лицом с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административной правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В силу положений ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.26 КоАП РФ <ФИО2>, была нарушена.
При наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях <ФИО2>, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в отношении <ФИО2>, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья <ФИО1>