Судья Галявиева А.Ф. Дело № 33а-3754/2017
Учет №016а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 марта 2017 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Сайдашевой Э.Р., Саитгараевой Р.С.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьиМочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Агрызского района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан с указанием конкретных мест размещения рекламных конструкций за территорией города Агрыз,
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Агрызского района Республики Татарстан (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет).
В обоснование требований указал, что по обращению Сабирова Р.И. прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о рекламе, в ходе которой установлено, что постановлением руководителя Исполнительного комитета №160 от 3 апреля 2014 года утверждена схема размещения рекламных конструкций, которой предусмотрено размещение таких конструкций только на территории города Агрыз, а на территории сельских поселений этого района - размещение рекламных конструкций не предусмотрено.
Федеральным законом от 7 мая 2013 года №98-ФЗ статья 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» дополнена частью 5.8, возложившей на органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Во исполнение указанных предписаний федерального законодательства Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 30 ноября 2013 года №939 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», пунктом 4 которого органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан рекомендовано ускорить разработку и представление на предварительное согласование в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проектов схем и утвердить их до 1 января 2014 года.
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, схемы размещения рекламных конструкций на территории 21 сельского поселения, входящего в состав Агрызского муниципального района Республики Татарстан, до настоящего времени не утверждены, что нарушает права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений на размещение рекламных конструкций.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Исполнительного комитета, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан, и обязать принять меры по ее утверждению.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет просит об отмене решения по всем предусмотренным частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям. Помимо этого полагает, что дело подлежало рассмотрению арбитражным судом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 7 мая 2013 года №98-ФЗ статья 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» дополнена частью 5.8, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
В целях развития положений Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», регулирующих вопросы размещения рекламных конструкций, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 30 ноября 2013 года №939 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», пунктом 4 которого органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан рекомендовано ускорить разработку и представление на предварительное согласование в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проектов схем и утвердить их до 1 января 2014 года.
В силу пункта 15.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».
Абзац двадцатый пункта 5 статьи 46 Устава муниципального образования «Агрызский муниципальный район», утвержденного решением Агрызского районного Совета от 28 января 2015 года №39-1 (далее – Устав), относит к полномочиям Исполнительного комитета в области жилищно-коммунального, бытового, торгового и иного обслуживания, а также в сфере благоустройства и сельского хозяйства утверждение схем размещения рекламных конструкций, выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».
Статьи 68 и 70 Устава наделяют Исполнительный комитет полномочием нормотворческой деятельности по вопросам местного значения.
Судом первой инстанции установлено, что Исполнительным комитетом допущено незаконное бездействие, выразившееся в не утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории сельских поселений Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Доказательств обратного органом местного самоуправления не представлено, несмотря на прямо возложенную частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность.
Поскольку утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан отнесено действующим законодательством к компетенции Исполнительного комитета, обладающего для решения данной задачи полномочиями в нормотворческой деятельности, при этом отсутствие правового регулирования создает препятствия для реализации неопределенным кругом лиц прав и законных интересов в указанной сфере, а также правовую неопределенность в правоприменительной практике, судом первой инстанции правомерно удовлетворен административный иск прокурора в этой части.
Между тем судом первой инстанции возложена обязанность на Исполнительный комитет принять меры по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Агрызского муниципального района Республики Татарстан, что означает понуждение принять муниципальный нормативно-правовой акт.
В силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) возложение на публичный орган обязанности принять нормативный правовой акт не входит в полномочия органов судебной власти, что подтверждается практикой Конституционного Суда Российской Федерации при обнаружении пробелов и коллизий давать рекомендации о необходимости законодательного регулирования тех или иных общественных отношений.
Единственный случай как исключение из общего правила предусмотрен частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой возможно возложение судом обязанности на публичный орган заменить нормативный правовой акт, признанный судом не действующим, в случае, если выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В этой связи решение суда в части возложения на Исполнительный комитет обязанности принять меры по утверждению схемы размещения рекламных конструкций подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░