Решение по делу № 33-8069/2013 от 25.07.2013

Судья - Нигаметзянова О.В..

Дело №33-8069/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Змеевой Ю.А., судей Варовой Л.Н., Горбуновой О.А., при секретаре Корякине М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 11 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Саблевой Л.С. на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 мая 2013 года, которым постановлено.

«В удовлетворении исковых требований Саблевой Л.С. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации г.Перми в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности заключить договор аренды, - отказать».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя истца по доверенности Творогова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Саблева Л.С. обратилась с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО) о признании незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении Саблевой Л.С. в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ** площадью 951 кв.м, расположенного по адресу г.Пермь, ул. ****; возложении обязанности заключить с Саблевой Л.С. в первоочередном порядке без проведения торгов сроком на 10 лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером ** площадью 951 кв.м., расположенного по адресу г.Пермь, ****

Исковые требования мотивированы тем, что 17.12.2012 г. истец обратилась в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» земельного участка, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. **** Вместе с заявлением в ДЗО Саблевой Л.С. представлена справка серии ВТЭ-299 № ** о наличии у истца 2-й группы инвалидности бессрочно. При обращении в ДЗО истцом соблюдены все требования законодательства для получения спорного земельного участка в аренду. В письме ДЗО о рассмотрении обращения от 24.12.2012г. указано, что в данное время предоставление земельных участков по ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» невозможно по причине отсутствия в федеральных законах и правовых актах Пермского края порядка предоставления земельных участков данным категориям граждан. Полагает, что положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 27.06.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» имеют непосредственное прямое действие на территории РФ и подлежат обязательному исполнению органами местного самоуправления, что н учтено ДЗО. Бездействие органов по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать положение граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Земельный участок по адресу г.Пермь, ул. **** поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер участка ** и свободен от прав третьих лиц на него. Таким образом, препятствий для передачи данного земельного участка на праве аренды истцу у ДЗО не имеется. Отказ ДЗО безосновательно препятствует реализации Саблевой Л.С. принадлежащего ей права на получение земельного участка в аренду, т.е. нарушает права истца.

Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 17.04.2013 г. судом к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика была привлечена Администрация города Перми (л.д.89).

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ошибочным является вывод суда, что оспариваемым решением ДЗО не нарушаются права и интересы истца. Для расчета площади жилого помещения, приходящейся на истца, суд учитывал только собственников квартиры, ошибочно посчитал, что в результате дарения доли в квартире жилищные права Саблевой Л.С. ухудшились. Исходя из положений ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий являются собственники жилых помещений, обеспеченные площадью помещения менее учетной нормы, а также члены семьи таких собственников. ЖК не устанавливает каких-либо преимуществ в праве на улучшение жилищных условий отдельных категорий лиц, поэтому члены семьи собственников вправе претендовать на улучшение жилищных условий наравне с собственниками помещений в случае их обеспеченности площадью менее учетной нормы. Доля в праве собственности на квартиру по ул.**** была подарена Саблевой Л.С. своей дочери, истец в силу норм ст.31 ЖК РФ является членом семьи своей дочери. Для применения положений ст.51 ЖК РФ изменение правового статуса с собственника жилого помещения на члена семьи собственника не имеет правового значения при решении вопроса о признании Саблевой Л.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поэтому произведенный судом расчет площади, приходящейся на Саблеву Л.С, является неверным. Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вывод суда о том, что в результате отчуждения доли в квартире истец ухудшила свои жилищные условия, так как заключение договора не повлияло на состав лиц, зарегистрированных и проживающих в квартире, не привело к утрате Саблевой Л.С. права пользования жилым помещением, уменьшению занимаемой площади. Совместно с истцом в квартире по ул.**** проживают пять человек, на одного человека приходится 11, 65 кв.м, что менее учетной нормы, и позволяет считать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, критерий нуждаемости отсутствует в диспозиции последнего абзаца ст. 17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Земельный участок, на получение которого претендует истец, не соответствует критериям жилого помещения, указанным в ст. 15 ЖК РФ. Для удовлетворения жилищных потребностей истцу потребуется дополнительное привлечение денежных средств для строительства, тогда как жилое помещение, предоставляемое в силу нормы ст. 17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ», уже пригодно для проживания. Т.е. объем прав на обеспечение жилой площадью инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, значительно шире, чем объем прав на получение земельного участка. Из этого следует, что предоставление земельных участков должно осуществляться всем лицам, имеющим статус инвалида, а не только нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решение суда основано на системном применении норм ЖК РФ и не учтено, что предметом спора являются права на земельный участок, а не на жилое помещение.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что истец Саблева Л.С. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию (справка ВТЭ-** (л.д. 10)).

17.12.2012 г. Саблева Л.С. (по доверенности Дривко С.Я.) обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов земельного участка площадью 951 кв.м, расположенного по адресу: **** кадастровый номер участка ** (л.д.11);

24.12.2012 г. Департамент земельных отношений администрации г.Перми на указанное заявление дан ответ за № И-21-01-09-2330, которым в удовлетворении заявления Саблевой Л.С. отказано по тем основаниям, что согласно письму от 20.09.2010г. № 3.31-21720 председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации реализация абзаца 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающего первоочередное предоставление земельных участков инвалидам под индивидуальное жилищное строительство, не представляется возможной, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован. В соответствии с положениями статьи 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации до принятия федеральных законов. Администрацией города был подготовлен проект закона Пермского края, предусматривающий первоочередное предоставление земельных участков инвалидам под индивидуальное жилищное строительство, который был направлен в порядке законодательной инициативы в Правительство Пермского края. Данный проект 08.10.2011 возвращен в администрацию города со следующими разъяснениями. В Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования», положения которого включены в проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона, касающегося, в том числе, порядка льготного предоставления земельных участков инвалидам. В связи с чем разработка и принятие закона Пермского края, регулирующего порядок льготного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, целесообразны после принятия указанного проекта федерального закона. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2. ст. 30) Земельного кодекса Российской Федерации, решение Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 315). Таким образом, реализация права, предусмотренного статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов, будет возможна после принятия вышеуказанных законов. Истица Саблева Л.С. не согласна с выше указанным решением и просит суд признать его незаконным.

Согласно Договору безвозмездной передачи квартир от 01.11.1992 г. в совместную собственность Саблевой Л.С. (истец), Мазуниной А.Г., Мазуниной А.П. в порядке приватизации передана квартира по ул. **** в г.Перми общей площадью 70,4 кв.м.

11.04.2011 г. между Саблевой Л.С. (Даритель) и Саблевой А.Г. (Одаряемая) заключен договор дарения, по условиям которого Даритель безвозмездно передал в собственность Одаряемой 1/3 долю в праве собственности на квартиру по **** в г.Перми.

По данным Выписки из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества от 10.04.2013 года право общей совместной собственности Саблевой Л.С, Саблевой А.Г., Саблевой А.П. на квартиру по адресу **** прекращено 10.05.2011 года; квартира по адресу: **** - 75 имеет общую площадь 69,9 кв.м, жилую -45,7 кв.м.;

Согласно данным отдела УФМС по ПК в Кировском районе г.Перми (л.д. 118) в квартире по ул.**** в г.Перми зарегистрированы по месту жительства следующие граждане: Саблева Л.С, /дата рождения/ -с 12.02.1981 г., Саблева А.Г., /дата рождения/ -с 04.07.1984 г., Селедкова А.П., /дата рождения/ - с 12.09.1988 г., Селндков Д.Е., /дата рождения/ - с 18.10.2012 г., Пашиев А.А., /дата рождения/ -с 04.02.2013 г., Пашиев Г.А., /дата рождения/ -с 08.02.2013 г..

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что оснований для предоставления истцу земельного участка по правилам ст. 17 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеется, поскольку первоочередное право на получение земельного участка под строительство данным законом обусловлено не только наличием у гражданина инвалидности, но и критерием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истцом доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий в материалы дела не представлено, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют необходимые условия для предоставления ей испрашиваемого земельного участка по заявленным основаниям.

Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и являются правильными.

Согласно ч.14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит истец, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы (ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ), регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из системного толкования во взаимосвязи части 1 и части14 статьи 17 данного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Порядка).

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение, и связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, основано на неверном толковании норм права в системе их применения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий определялся в качестве юридически значимых обстоятельств и был исследован в судебном заседании. Доводы жалобы о том, что нуждаемость истца в улучшении жилищных условий должна была определяться не по критерию размера доли в праве собственности на жилое помещение, принадлежащей истцу до ее отчуждения, а исходя из количества метров площади, приходящихся на каждого проживающего в данном помещении лица, судебной коллегией отклоняется. Это обусловлено тем, что предлагаемый заявителем жалобы критерий подлежит применению при определении нуждаемости в жилом помещении семьи истца в целом. При признании нуждающимся в жилом помещении исключительно истца, расчет приходящегося на него размера общей площади жилого помещения должен производиться исходя из размера доли. В связи с этим отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение подлежит квалификации в качестве обстоятельства, ухудшившего жилищные условия истца.

Кроме того, на дату вынесения оспариваемого отказа ДЗО (24.12.2012 г.) в квартире по ул.**** было зарегистрировано, включая истца, 5 человек (л.д.118), а не 6, как указано заявителем жалобы, поскольку Пашиев Г.А., /дата рождения/, зарегистрирован в данном помещении лишь в 2013 году.

Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23.05.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саблевой Л.С. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8069/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Саблева Л.С.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Пашиев А.А.
Дривко С.Я.
Творогов А.С.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Варова Лариса Николаевна
11.09.2013Судебное заседание
13.09.2013Дело сдано в канцелярию
13.09.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее