Судья Горячева О.С. Дело №33-929/2015
Докладчик Тамаров Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2015 г. в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Чернышовой Л.Ф. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
Чернышова Л.Ф. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения и ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, компенсации морального вреда.
В обосновании требований указала, что с 15 ноября 1967 г. она была принята на должность медицинской сестры Дома ребенка Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России, расположенного в р.п. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, переименованного далее в ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, где работала медицинской сестрой до 17 июня 2013 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 839) установлены меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г.;
единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году, а в качестве меры социальной поддержки.
По состоянию на 31 декабря 2004 г. (согласно приказу Минздравсоцразвития России № 1556ан, Минфина России № 174н от 16 декабря 2011 г. «Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях») она имела право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, так как работала в федеральном государственном учреждении в качестве медицинской сестры и проживала в рабочем поселке Явас.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия не выплатила единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. и ежемесячную денежную выплату за период с 01 января 2012 г. по 17 июня 2013 г.
Неисполнение ответчиком указанной обязанности причинили нравственные и физические страдания, то есть моральный вред, который подлежит компенсации в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с этим просила взыскать с ответчика в её пользу единовременную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 839, за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. в размере <данные изъяты> рублей, ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 1 указанного постановления, за период с 01 января 2012 г. по 17 июня 2013 г. в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 3-4).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. в удовлетворении иска отказано (л.д. 93-103).
В апелляционной жалобе истица Чернышова Л.Ф. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что: она не выбирала и не обращалась в ГКУ «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» с заявлениями о выборе между мерами социальной поддержки, установленными постановления Правительства Российской Федерации № 839 и Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»; не доказан факт получения ею льгот в виде 50-типроцентной оплаты коммунальных услуг по категории «Ветеран труда».
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, представитель третьего лица ГКУ «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 130-133), ответчик представил заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, другие лица о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истица Чернышова Л.Ф. апелляционную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным. Дополнительно пояснила, что с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» не обращалась.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что с 15 ноября 1967 г. до 17 июня 2013 г. Чернышова Л.Ф. работала в качестве медицинской сестры в Учреждении ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России (переименовано в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия).
Согласно протоколу заседания комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по рассмотрению документов, подтверждающих право работников ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия на единовременные денежные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 839, и определению сумм единовременной денежной выплаты, от 8 июня 2012 г. № 1 Чернышова Л.Ф. с 01 января 2007 г. пользуется льготами по оплате коммунальных услуг по категории «Ветеран труда». Принято решение произвести единовременные выплаты за период с 1 января 2005 г. до 01 января 2007 г.
Из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия следует, что Чернышовой Л.Ф. выплачено за период с 1 января 2005 г. до 01 января 2007 г. <данные изъяты> рублей.
Письмом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 13 октября 2014 г. № 14/ТО/46/12-Ч-3 Чернышовой Л.Ф. отказано в выплате единовременной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 839, поскольку она уже является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» с 01 января 2007 г.
Согласно сообщению ГКУ «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» от 13 октября 2014 г. № 4511 Чернышова Л.Ф. является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» с 19 января 2007 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в деле не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истица не имеет право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки, поскольку с 19 января 2007 г. ей установлена мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия».
Данный вывод основан на правильном применении закона.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено право медицинских и фармацевтических работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 2 этой статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» установлена с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 данного постановления предписано осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 01 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчёта 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу статьи 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» ветеранам труда, проживающим на территории Республики Мордовия, признанным таковыми в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 17 указанного Закона Республики Мордовия в случае, если гражданин имеет право на получение одинаковой меры социальной поддержки по разным основаниям, то ему предоставляется мера социальной поддержки только по одному основанию (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Таким образом, по смыслу названных правовых норм следует, что не допускается предоставление сходных мер социальной поддержки дважды.
Отказывая в удовлетворении части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для компенсации морального вреда.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Доводы истицы Чернышовой Л.Ф. о том, что с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» она не обращалась, опровергаются имеющимися в деле её заявлением от 19 января 2007 г., поданным Зубово-Полянское УСЗН и распоряжением Зубово-Полянского УСЗН от 19 января 2007 г. об установлении мер социальной поддержки по оплате ЖКУ как Ветеран труда в отношении Чернышовой Л.Ф.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чернышовой Л.Ф.– без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров