Дело № 2-7934/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сыктывкар 18 декабря 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Глова Т.М.,
с участием представителя истца Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» - Шенцевой О.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми – Жилиной Т.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковое заявление Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к наследственному имуществу Р.В., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» обратилось в суд с иском к наследственному имуществу умершей Р.В. о взыскании излишне выплаченных мер соц. поддержки в размере 7 083,81 руб. в бюджет Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что ... Р.В. являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако скрыла то обстоятельство, что в жилом помещении с ней дополнительно были зарегистрированы иные лица, что влияло на размер ежемесячной денежной компенсации. Часть излишне выплаченных сумм компенсации удерживалась с последующих сумм компенсации. ** ** ** ... Р.В. умерла. Размер излишне выплаченных денежный средств на момент смерти составил 7 083,81 руб., данная сумма подлежит взысканию за счет наследственного имущества умершей ... Р.В..
Определением суда от 27.10.2017 в качестве третьего лица привлечена Аверьянова Л.Н.
Определениями Сыктывкарского городского суда от 15.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, в качестве третьего лица - ПАО Сбербанк России.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми просила в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица - ПАО Сбербанк России, Аверьянова Л.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки суду не известна.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальны услуги предоставляются инвалидам в соответствии со ст. 17 Федерального Закон 181 -ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российско Федерации".
Пунктом 13 статьи 17 вышеназванного Закона предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющш детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплат коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлены правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойнук жизнь, почет и уважение в обществе.
Подпункт 9 пункта 1 статьи 15 указанного Закона предусматривает инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан.
Приложением № 1 Постановления Правительства РК от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определен порядок и условия выплаты компенсаций.
Пунктом 23 Правил установлено, что расчет суммы компенсации выполняется центрами: исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
В соответствии с п.14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение 10 дней (в редакции до 14.01.2014 - в течение месяца) со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Установлено, что Денисова Р.В., ** ** ** была зарегистрирована в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» как получатель мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ** ** ** по категории «...».
Согласно справки о составе семьи от ** ** ** по адресу: ... ... Р.В. зарегистрирована одна.
С ** ** ** по адресу г. ... дополнительно зарегистрированны: Аверьянова Л.Н. (внучка) и ... О.Р.(правнучка).
О данном факте ... Р.В. в органы социальной защиты в установленный срок не сообщила.
Указанное обстоятельство является основанием, влекущим изменение размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальные услуги ... Р.В. в меньшую сторону.
Излишне выплаченная сумма ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги ... Р.В. по адресу: ... составила ...
Часть излишне выплаченных сумм компенсации удерживалась с последующих сумм компенсации.
** ** ** ... Р.В. умерла.
Размер излишне выплаченных денежный средств на момент смерти составил ...
Согласно ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. ст. 1112, 1175 ГК РФ имущественные права и обязанности входят в состав наследства, а наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, причем каждый из них отвечает в пределах стоимости перешедшего в нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования принявшим наследство наследникам. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
Выморочное имущество считается принадлежащим Российской Федерации с момента открытия наследства (ст. п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Положениями ст. 1175 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование также отвечает перед Банком в пределах стоимости перешедшего к ним выморочного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК РФ).
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" на основании пункта 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Таким образом, на основании ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, оставшееся после его смерти, признается выморочным. Функции по принятию и управлению Федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем, данное лицо отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судом установлено следующее.
Жилое помещение по адресу: ... продано правообладателем ... Р.В. по договору купли-продажи от ** ** **.
В соответствии с данными УФМС по РК на момент смерти ... Р.В. была зарегистрирована по адресу: ...
По данным Сыктывкарского отделения БТИ от ** ** ** право личной собственности на вышеуказанный объект недвижимости не зарегистрировано.
Согласно сведений ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК от ** ** ** жилое помещение в котором на момент смерти была зарегистрирована ... Р.В. ...) находится в собственности Аверьяновой Л.Н.
По сведениям ОПФР по РК ... Р.В. являлась получателем страховой пенсии по старости и ежемесячной доплаты (ЕДВ) по категории «...». Доставка пенсии осуществлялась ежемесячно на счет в Коми отделении № 8617 ПАО Сбербанк. Выплата пенсии и ЕДВ прекращена ** ** ** в связи со смертью пенсионера. Информацией о снятии со счета ... Р.В. иными лицами сумм пенсии и ЕДВ ОПФР по РК не располагает.
Из информации, представленной ПАО «Сбербанк России» следует, что на счетах ... Р.В. денежные средства отсутствуют.
Согласно ответам нотариусов Сыктывкарского нотариального округа ... Г.В. от ** ** **, ... Н.А. от ** ** **, ... Т.Н. от ** ** ** наследственное дело после смерти ... Р.В. не заводилось, заявлений ни от кого не поступало.
С учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие какого-либо наследственного имущества, оставшегося после смерти ... Р.В., суд полагает, что в данной правовой ситуации требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в удовлетворении требований к наследственному имуществу Р.В., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании денежных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья - Я.В. Коданева