ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
дело № 5-180/2012
18 апреля 2012г. с. Баргузин
Мировой судья судебного участка № 1 Баргузинского района РБ Батаева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в отношении администрации МО «Баргузинский район», находящейся по адресу: Баргузинский район РБ с. Баргузин, ул. Дзержинского 26,
УСТАНОВИЛ:
Мировому судье судебного участка № 1 Баргузинского района РБ поступил административный материал по факту невыполнения администрацией МО «Баргузинский район»» законного предписания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе.
При рассмотрении дела представитель администрации МО «Баргузинский район» Дамбиев Ж.Б., действующий на основании доверенности от <ДАТА2> <НОМЕР>вину не признал, с протоколом не согласен, пояснив следующее.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 10 ст. 1 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010г. № 1254-IV определено, что «санкционированные свалки - разрешенные уполномоченными органами исполнительной власти территории (существующие площади) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами. Санкционированные свалки являются временными, подлежат обустройству или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям санитарных норм и правил».
В соответствии с временными методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения отходов в РФ, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в 1995 году, а также инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26 января 1993 года, санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
По смыслу приведенных норм, за размещение отходов производства и потребления на санкционированных свалках, органы местного самоуправления вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду установленную уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды (МПР РФ).
Ссылка в протоколе об административном правонарушении на санитарно-эпидемиологические правила для полигонов твердых бытовых отходов не могут быть применены в отношении санкционированных свалок, находящихся введении администрации района.
Согласно Санитарным правилам СП 2.1.7. 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2011 года полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Между тем, Администрация считает, несостоятельными требования указанные в протоколе об административном правонарушении, о не приведении санкционированных свалок муниципального образования «Баргузинский район» в соответствии требованиям СанПин СП 2.1.7. 1038-01 для полигонов твердых бытовых отходов.
На территории муниципального образования «Баргузинский район» не имеются полигонов для переработки твердых бытовых и промышленных отходов, а имеются санкционированные свалки во всех поселениях района, для временного размещения промышленных и бытовых отходов.
Централизованный полигон для переработки твердых бытовых отходов строится на территории городского поселения «поселок Усть-Баргузин» в селе Максимиха, завершение которого планируется в 2012 году.
На основании вышеизложенного, Администрация МО «Баргузинский район» считает протокол об административном правонарушении от <ДАТА10> <НОМЕР> незаконным и необоснованным.
Также считают что, при составлении протокола об административном правонарушении было допущено злоупотребление правом со стороны ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Баргузинском районе, тем самым существенно нарушены права администрации МО «Баргузинский район».
И.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Баргузинском районе Базякина Е.П., действующая на основании доверенности от <ДАТА11> полагает доводы администрации МО «Баргузинский район» несостоятельными, указав следующее.
В установленный законом срок, согласно ст. 198 "Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002г. № 95-ФЗ данное предписание оспорено не было. Предписание <НОМЕР> от<ДАТА13> Администрацией МО «Баргузинский район» в установленный для этого срок не исполнено, что подтверждается актом и протоколом об административном правонарушении от <ДАТА14> <НОМЕР>.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 13 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008г.) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 приведенного Закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В пункте 2.3 санитарных Правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001г. № 16 (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01), предусматривается, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010г. № 1254-IV (ред. от 15.11.2011г.) "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия"; санкционированные свалки являются временными, подлежат обустройству или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям санитарных норм и правил. Администрации МО «Баргузинский район»
09.03.2011г. было выдано предписание, которое в установленный для этого срок не исполнено.
Очевидно, что неисполнение предписания и невыполнение мероприятий по обустройству и приведению санкционированных свалок в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 негативно влияет на окружающую среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643 (ред. от 13.01.2010г.) "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" запрещена деятельность по утилизации отходов в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации, и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе, суд считает вину администрации МО «Баргузинский район» в невыполнении в установленный срок законного предписания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе, доказанной.
Часть 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор (контроль).
Согласно протоколу об административном правонарушении от <ДАТА22> в ходе проведения внеплановой выездной проверки администрации МО «Баргузинский район» с 09 час. 40 мин. <ДАТА23> по 17 час. 00 мин. <ДАТА24> выявлено невыполнение администрацией МО «Баргузинский район», расположенной по адресу: Баргузинский район РБ с. Баргузин ул. Дзержинского 26 и руководимого главой администрации Мельниковым И.В., в установленный срок - до <ДАТА25> - п. 1 (п.п. 2 и 3), п. 2-6 законного предписания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе № 10 от <ДАТА26>, а именно:
- не организована утилизация и переработка твердых бытовых отходов от населенных пунктов Баргузинского района, что является нарушением требований п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, ст. 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99г. № 52-ФЗ, п.п. 2.3., З.1., 3.2., 3.5.-3.11, п. 4-5 СанПиН 2.1.7.1038-01 на имеющихся санкционированных свалках муниципального района, и которые эксплуатируется с нарушением указанных требований СанПиН;
- не проведены геологические и гидрологические изыскания территорий свалок;
- не отмечены на местности границы земельных участков, отведенных под свалки (кроме п. Юбилейный, с. Хилгана, с. Уро (центральная свалка), с. Читкан (центральная свалка), п. Усть-Баргузин, с. Адамово, с. Суво, с. Баргузин), с разработкой проектов земельных участков (кроме наличия кадастровых паспортов земельных участков на свалки с. Читкан, п. Усть-Баргузин, с. Суво, с. Бодон, с. Уро);
- не прекращено использование свалки на болотистом участке с. Читкан (фактически имеется следы вывоза навоза), не проведена рекультивация данного земельного участка, отсуствует шлагбаум, что является нарушением требований п.п. 3.2., 3.12. СанПиН 2.1.7.1038-01;
- не выделен земельный участок для полигона ТБО для населенных пунктов МО СП «Хилганайское» (фактически подготовлен акт выбора земельного участка);
- не разработана проектная документация по организации и благоустройству санитарно-защитных зон полигонов, что является нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74;
- не разработаны программы производственного контроля для полигонов с целью оценки влияния свалок на здоровье человека и среду обитания, не обеспечено выполнение данной программы, что является нарушением требований ст. 32 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения РФ» 52-ФЗ от 30.03.1999г., СанПиН 1.1.1058-01, п. 6 СанПиН 2.1.7.1038-01;
- не проведена оценка опасности отходов и не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на обращения с опасными отходами, в том числе на совместное хранение бытовых промышленных отходов, что является нарушением требований п.2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999г. 52-ФЗ, п. 8 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Судом установлено, что администрацией МО «Баргузинский район»» не выполнено предписание начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе № 10 от 09.03.2011г. в срок, установленный предписанием, т.е. до <ДАТА25> Данный факт подтверждается предписанием № 10 от 09.03.2011г.; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки № 1 от 26.03.2012г., актом проверки № 4 от 29.03.2012г.
В установленный законом срок, вышеуказанное предписание администрацией МО «Баргузинский район» не оспорено.
Кроме того, администрацией МО «Баргузинский район» в установленный предписанием срок информация о принятых мерах в ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе - <ДАТА31> не представлена.
Действия администрации МО «Баргузинский район» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих наказание, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 19.5, ст. 29.10 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать администрацию МО «Баргузинский район»» виновной в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Информация о получателе штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по РБ (Управление Роспотребнадзора по РБ), ИНН 0323121940, Номер счета получателя платежа: 40101810600000010002, наименование банка получателя платежа: ГРКЦ НБ РБ Банка России г. Улан-Удэ, БИК: 048142001, наименование платежа: административный штраф, КПП 032301001, КБК 14111628000010000140, Код ОКАТО сельского поселения «Баргузинское» 81203820001.
Разъяснить правонарушителю, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.