Дело № 2-306/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Чарышское 02 сентября 2013 годаМировой судья судебного участка Чарышского района Алтайского края Голубцова Т.В.,
при секретаре судебного заседания Бочкаревой Е.Л.,
с участием заместителя прокурора ***** района Казанина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***** района в интересах Ивановой *****1, Порозовой *****2 к Управлению социальной защиты населения по ***** району о взыскании компенсации за доставку твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ***** района в интересах Ивановой и Порозовой обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по ***** району о взыскании компенсации за доставку твердого топлива в пользу Ивановой *****3 руб., в пользу Порозовой *****4 руб., обосновывая исковые требования тем, что в прокуратуру ***** района с заявлениями о неполученном возмещении затрат на отопление обратились Иванова и Порозова.
Проведенной проверкой установлено, что Иванова и Порозова пользуются льготами как педагогические работники, проживающие в сельской местности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на территории края установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" (далее - Правила) В соответствии с п. 2 Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренныхдля педагогических работников.
В силу п. 4, 5 Правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства.
Ивановой и Порозовой в Управление социальной защиты населения по ***** поданы анкеты-заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в которых заявители просят, в том числе, предоставлять им компенсацию за отопление твердым топливом.
*****3 Ивановой у ИП *****5 было приобретено твердое топливо - уголь на общую сумму *****6 руб. Кроме этого Ивановой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****7 руб.
Кроме этого, *****4 Ивановой у ИП *****5 было приобретено твердое топливо - уголь на общую сумму *****8 рублей. Кроме этого Ивановой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****9 рублей.
*****5 Порозовой у ИП *****10 было приобретено твердое топливо - уголь на общую сумму *****11 руб. Кроме этого Порозовой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****12 руб.
Кроме этого, *****6 Порозовой у ИП *****10 было приобретено твердое топливо - уголь на общую сумму *****11 руб. Кроме этого Порозовой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****13 руб.
*****7 Порозовой с ИП *****14 заключен договор купли-продажи, по которому заявитель приобрела дрова на сумму *****13 руб. Также она оплатила доставку твердого топлива в сумме *****15 руб.
На основании представленных документов Управлением социальной защиты в мае 2012 года Ивановой перечислена компенсация за приобретение твердого топлива в сумме *****16 руб. *****17 коп. исходя из площади жилого помещения Ивановой и предельных цен на твердое топливо, установленных для ***** района.
Порозовой в сентябре 2012 года, октябре 2012 года, июле 2013 года Управлением социальной защиты перечислена компенсация за приобретение твердого топлива на общую сумму *****18 руб.
Вместе с тем, при выплате Ивановой и Порозовой компенсации за твердое топливо не были учтены затраты на его доставку, и соответственно указанные затраты им не возмещены.
В соответствии с п. 2 Решения управления ***** края по государственному регулированию цен и тарифов от ***** N76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" цены на твердое топливо приведены без учета его доставки до потребителя.
В соответствии с п. 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться Ивановой и Порозовой. Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещением и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, все это ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением. Осуществление льготополучателем за счет собственных средств погрузки, доставки твердого топлива от склада до его места жительства требует от лица, имеющего право на льготы, дополнительных существенных расходов, что противоречит закону, обязывающему орган социальной защиты населения предоставлять педагогу бесплатную площадь с отоплением и освещением.
В исковом заявлении процессуальный истец считает бездействие ответчика в части не предоставления компенсации расходов на доставку твердого топлива незаконным и нарушающим права льготополучателей, гарантированные действующим законодательством.
Заместитель прокурора ***** района ***** края Казанин А.М. в судебном заседании на иске настаивал.
Истица Иванова в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Истица Порозова в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по ***** району *****19, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, статьей 55 ФЗ от *****9 ***** «Об образовании» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности (далее- сельские педагоги), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В законе Алтайского края от 03.11.2005 года № 88 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, бает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам.
Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, отдельно Законом также не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива.
Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, приведено понятие отопления - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п.6). Согласно п. 48 Правил от 23.05.2006 года № 307 плата за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, не входит в стоимость твердоготоплива.
Аналогичная норма закреплена в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с сентября 2012 года.
Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен тарифов (от 21.06.2012 № 76, 26.07.2011 № 169) предельные максимальные цены на уголь, дрова установлены в рублях за тонну или один кубический метр топлива - плотный кубический метр. При этом в Решениях указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя.
На основании вышеизложенного следует, что расходы хозяйствующего субъекта на доставку твердого топлива потребителям в розничную цену не включаются.
Представитель третьего лица - Главного Управления ***** края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "е", "к", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона РФ от *****13 N 3266-I "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2-4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от *****2 N 99 установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:
-работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;
-вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с пунктами 28, 30, 31 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством. При отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
Согласно статье 3 части 3 Закона Алтайского края от ***** N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями и дополнениями), финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Пунктами 1-2 решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ***** июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" установлены предельные максимальные цены на топливо твердое (уголь каменный) (далее - уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению. Цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
В судебном заседании установлено, что Иванова и Порозова являются получателями компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности, что подтверждается выписками Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края.
В соответствии с договором купли-продажи твердого топлива от *****3 Иванова приобрела у ИП *****5 твердое топливо - уголь в количестве 4 тонны на сумму *****6 рублей. Кроме этого Ивановой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****7 рублей.
В соответствии с договором купли-продажи твердого топлива от *****4 Иванова приобрела у ИП *****20 твердое топливо - дрова в количестве 8 куб.м. на сумму *****8 рублей. Кроме этого Ивановой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****9 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со счет-фактурой ***** и квитанцией к приходному кассовому ордеру от *****5 Порозова приобрела у ИП *****21 твердое топливо - уголь в количестве 4 тонны на сумму *****11 рублей. Кроме этого Порозовой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****12 рублей.
В соответствии со счет-фактурой ***** и квитанцией к приходному кассовому ордеру от *****6 Порозова приобрела у ИП *****21 твердое топливо - уголь в количестве 4 тонны на сумму *****11 рублей. Кроме этого Порозовой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****13 рублей.
В соответствии с договором купли-продажи твердого топлива от *****7 Порозова приобрела у ИП *****14 твердое топливо - дрова в размере 4 куб.м. на сумму *****22 рублей. Кроме этого Порозовой была оплачена доставка указанного твердого топлива в сумме *****15 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами и не оспариваются сторонами.
Согласно выписке Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края в мае 2012 года Ивановой перечислена компенсация за приобретение твердого топлива в сумме *****16 руб. *****17 коп. исходя из площади жилого помещения Ивановой и предельных цен на твердое топливо, установленных для ***** района.
Согласно выписке Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края в октябре 2012 года, июле 2013 года, августе 2013 года Порозовой перечислена компенсация за приобретение твердого топлива в сумме *****23 руб. *****24 коп. исходя из площади жилого помещения Порозовой и предельных цен на твердое топливо, установленных для ***** района.
В месте с тем при выплате истцам Ивановой и Порозовой компенсации за твердое топливо не были учтены затраты на его доставку, Ивановой в сумме *****3 руб., Порозовой в сумме *****4 руб., которые им возмещены не были.
Мировой судья соглашается с доводом заместителя прокурора о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцам Ивановой и Порозовой должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива по следующим основаниям.
Статьей 154 частью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по погрузке и доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке твердого топлива не относится к жилищным или коммунальным услугам, мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Бездействие Управления социальной защиты населения по ***** району в части не предоставления компенсации расходов на доставку твердого топлива является незаконным и нарушает права истицы при определении порядка предоставления льгот, гарантированные действующим законодательством.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по ***** району Алтайского края, следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ***** района в интересах Ивановой *****1 и Порозовой *****2 удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края в пользу Ивановой *****1 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****25 рублей, за счет средств краевого бюджета.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по ***** району Алтайского края в пользу Порозовой *****2 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****26 рублей, за счет средств краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через судебный участок Чарышского района Алтайского края. Мировой судьяТ.В. Голубцова
*****27