№2а-4932 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2019 года г. Санкт-Петербург
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Есениной Т.В.,
с участием представителя административного истца Грогуль А.Г., Пахомовой Е.В.,
с участием административного ответчика Егорушкиной Н.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга Андреева М.И.,
при секретаре Гончаровой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное к Егорушкиной Наталье Александровне о немедленном отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии и удалении из помещения для голосования,
установил:
Административный истец Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Егорушкиной Н.А., в котором просил, с учетом уточнений исковых требований, установить факт нарушения административным ответчиком законодательства о выборах и немедленно отстранить от участия в работе участковых избирательных комиссий по 80 многомандатному округу: избирательного участка № 808,809,810,811,812,813,814 - члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и удалить из помещения для голосования.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 15 минут в помещении для голосования избирательной комиссии №814 по адресу: <адрес> членом участковой избирательной комиссии №814 с правом решающего голоса Занько Святославом Владимировичем допущено нарушение законодательства о выборах, выразившееся в разглашении персональных данных избирателей в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей. Данные обстоятельства подтверждаются актом членов Участковой избирательной комиссии №814, подписанным председателем участковой избирательной комиссии. Согласно фактам, изложенным в акте Участковой избирательной комиссии №814 отфотографированные Занько С.В. данные избирателей, были направлены Егорушкиной Н.А., которая впоследствии опубликовала данные избирателей в информационно-телекоммуникационной сети интернет, по адресу: <адрес>
Представитель административного истца председатель ИКМО Дачное Грогуль А.Г., представитель истца Пахомова Е.В. в судебное заседание явились, просили удовлетворить административные исковые требования с учетом уточнений исковых требований, по заявленным основаниям. В дополнение к иску суду пояснил, что допущенные Егорушкиной Н.А. нарушения необходим
Административный ответчик Егорушкина Н.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала, указывая, что не доказано, что распространялись персональные данные избирателей.
Помощник прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга Андреев М.И., в заключении полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по указанным в иске основаниям.
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Федерального закона №67-ФЗ, член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Согласно пункту 12 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 июня 2012 года № 341-60 «О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 341-60) член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной избирательной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 14 статьи 53 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
В силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом в судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 31.05.2019 № 280 назначены выборы высшего должностного лица Санкт-Петербурга на 08.09.2019.
Решением МС ВМО СПб МО Дачное от 19.06.2019 № 298 назначены выборы депутатов муниципального совета шестого созыва на 08 сентября 2019 года.
Решением ИКМО Дачное №9-1 от 17.07.2019 зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Дачное шестого созыва мо многомандатному избирательному округу №80 Веремейчик В.П.
Согласно заявлению кандидата в депутаты Веремейчика В.П. от 04.09.2019 назначен членом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное с правом совещательного голоса с ее согласия от 04.09.2019 Егорушкина Н.А.
Как следует из текста административного иска, без предоставления надлежащих доказательств указанному, что Занько С.В. является членом УИК №814 с правом решающего голоса.
08.09.2019 в 09 часов 15 минут Занько С.В. в помещении УИК №814 по адресу: 198262, г. Санкт-Петербург, Кировский район, внутригородское Муниципальное образование <адрес> допустил, по мнению истца, нарушение законодательства о выборах, выразившееся в разглашении персональных данных избирателей в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей. Данные обстоятельства подтверждаются актом членов Участковой избирательной комиссии №814, подписанным председателем участковой избирательной комиссии. Согласно фактам, изложенным в акте Участковой избирательной комиссии №814 отфотографированные Занько С.В. данные избирателей, были направлены Егорушкиной Н.А., которая впоследствии опубликовала данные избирателей в информационно-телекоммуникационной сети интернет, по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" следует, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
По смыслу п. 52.4 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ в помещении УИК имеются в печатном виде списки избирателей, которые хранятся в регистре избирателей, участников референдума - информационный ресурс ГАС "Выборы", содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума.
Согласно п.12 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею (пункт 11.1 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно ч.20 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
На члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса распространяются права и обязанности, предусмотренные Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно п.д ст. 15.1. члену Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, члену иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающим в указанных комиссиях на постоянной (штатной) основе, запрещается: разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с выполнением возложенных на него обязанностей.
Поводом для обращения административного истца в суд послужили основания считать, что административным ответчиком было допущено разглашение персональных данных избирателей.
В подтверждение довода иска УИК № 814 представлен Акт о выявлении факта нарушения законодательства Российской Федерации от 08.09.2019 (далее – Акт от 08.09.2019) из содержания, которого следует, что Занько С.В. 08.09.2019 в 9.30 публично в присутствии членов УИК № 814 Плешаковой В.А., Котиной О.А., и Григорьевой Ж.В. осуществил фотофиксацию документа, содержащего персональные данные избирателей. Также в присутствии указанных членов УИК № 814 Занько С.В. заявил, что отправляет фотографии с указанными данными Егорушкиной Н.А., являющейся членом ИКМО Дачное с правом решающего голоса и также уполномоченной работать с персональными данными избирателей, с целью последующей публикацией данной информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет. На попытки пресечь указанные действия Занько С.В. ответил возражениями. Через 10 минут был обнаружен факт опубликования в информационно-телекоммуникационной сети интернет Егорушкиной Н.А. документа, содержащего персональные данные избирателей по адресу: <адрес>
В подтверждение факта распространения административным истцом представлены скриншоты страницы в сети интернет по адресу: <адрес> из содержания, которых усматривается, что в группе ВКонтакте № 08.09.2019 в 9.27 опубликована информация о том, что на УИК № 814 имеется список лиц, голосующих впервые, к публикации прикреплена фотография таблицы содержащей фамилии, имена, отчества граждан и перечень предприятий и организаций.
Из представленного скриншота страницы группы ВКонтакте «Мой округ-Дачное», администратором которого является Егорушкина Н.А., что ею не отрицалось, следует, что скриншот сделан в 08.09.2019 в 14.09 и приложением к представленному административным истцом Акту от 08.09.2019 не является.
Из представленного скриншота также не следует и не усматривается, что Занько С.В. фотографировал именно список избирателей по 80 многомандатному избирательному округу, куда входит УИК 814, что именно это тот список, который истцом позиционируется, как документ являющийся документом «для служебного пользования», что это именно список избирателей, которые достигли к моменту голосования 18 лет и для них это были первые выборы и имели право получить подарок (например, Конституцию РФ или др.).
В данном случае, предметом доказывания является то обстоятельств, что административный ответчик, который имел доступ к информации для ограниченного пользования (служебного), распространил информацию ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшую ему известную в связи с выполнением возложенных на него обязанностей.
Как установлено судом, административный истец на УИК №814 не находилась, в этот период находилась дома, из пояснений ответчика следует, что ей была представлена «некая непонятная информация – списки людей», которая по ее мнению и иных наблюдателей, могла привести к нарушению избирательного законодательства о том, что это списки избирателей указано не было.
В подтверждение своих доводов, в нарушение ст. 59 КАС РФ, административный истец таких доказательств также не представил, как и не представил в суд свидетелей, которые фиксировали факт фотографирования «неизвестного по наименованию и содержанию» списка. Суд не может в отсутствие надлежащего доказательства, отвечающего признакам относимости и допустимости, установить бесспорное нарушение законодательства о выборах. Факт размещения «неопределённого списка граждан» с указанием фамилии, имени, отчества и места работы (учебы) ответчиком в сети интернет не оспаривался, но не подтвержден, что это список избирателей с их персональными данными.
При этом, суд обращает внимание на то, что представленный в качестве доказательства Акт от 08.09.2019 составлен в 9.30, публикация на странице группы ВКонтакте «<адрес>» осуществлена в 9.27.
Когда конкретно Занько С.В. совершил фотофиксацию и какого документа в Акте от 08.09.2019 не указано. Указанный документ суду также не представлен.
Таблица на странице группы ВКонтакте «<адрес> также не содержит никакого наименования, не возможно определить наименование документа, его принадлежность к УИК 814, избирателям с данного избирательного участка. Отсутствуют доказательства того, что фамилии содержащиеся в списке, идентичны фамилиям содержащимся в печатных списках избирателей по УИК №814.
В связи с этим, у суда отсутствуют достаточные доказательства считать, что опубликованная на странице группы ВКонтакте <адрес>» таблица с фамилиями, именами, отчествами граждан, а также перечнем предприятий и организаций, является документом, содержащим сведения именно об избирателях.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что представленные по делу доказательства, не позволяют сделать вывод о том, что административным ответчиком было допущено нарушение избирательного законодательства, выразившееся в распространении персональных данных избирателей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное к Егорушкиной Наталье Александровне о немедленном отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии № 808,809,810,811,812,813, 814 Санкт-Петербурга и удалении из помещения для голосования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Есенина Т.В.