Дело № 2- 193/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2018 года г.Алейск Алтайского края
И. О. Мирового судьи судебного участка № 1 города Алейска Алтайского края Ж.А. Сидорова, при секретаре И.А.Осиповой, с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Воропаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов Антюфриевой Ольги Николаевны к Управлению социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат понесенных по оплате электроэнергии за период 2015-2017 г.г.,
У С Т А Н О В И Л:
Алейский межрайонный прокурор обратился к мировому судьей судебного участка №1 г. Алейска с исковым заявлением в интересах Антюфриевой Ольги Николаевны к Управлению социальной защиты населения по городу Алейска и Алейскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат понесенных ею по оплате потребленной за период с 01.01.2015 года по 31.03.2017 года электроэнергии, указывая на следующие обстоятельства:
В соответствии с пунктами «е» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования, социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Аналогичная льгота предоставлена Законом Алтайского края от 04 сентября 2013 года № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае».
Отношения по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регулируются Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и с освещением педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края был установлен Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99.
В соответствии с пунктом 28 Правил, денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением, определяется исходя из установленных тарифов и показаний прибора учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 ст. 2 Закона № 88-ЗС , в ред. от 27 апреля 2009 года).
Аналогичный порядок определения размера компенсации был установлен и в пункте 29 Правил, которым предусмотрено, что денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний, приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения. По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства размер компенсации на освещение подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, определенных на основании показаний прибора учета и , при его отсутствии, исходя из нормативов потребления. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, Управлением социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району размер компенсации затрат за потребленную электроэнергию (освещение) не соответствует фактически понесенным льготополучателем расходам.
Истец являясь педагогическим работником согласно справке о выплате ежемесячной денежной компенсации, за период с января 2015 года по апрель 2017 года получила компенсацию по оплате потребленной электроэнергии ( освещения) в размере 2133, 99 рублей. Согласно, представленной ТО «Алейский» АО «Алтайэнергосбыт» справки, истцом за аналогичный период в соответствии с показаниями приборов учета, была произведена оплата электроэнергии в размере 51749, 92 рублей. Просят взыскать недополученную сумму компенсации затрат истца по оплате потребленной в 2015-2017г.г. электроэнергии с Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району в размере 49615, 93 рублей.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Алтайского края
Воропаев В.А. исковые требования уточнила, просит взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную компенсацию за период с 01 января 2015 года по 28 февраля 2017 года в сумме 460992, 72 рубля, т.к. при расчете при подаче искового заявления, не было учтено, что за компенсация за март выплачена Антюфриевой О.Н. в твердой денежной сумме в размере 3665, 80 рублей, данную сумму необходимо исключить из фактически понесенных расходов. Кроме того, истцу не была выплачена компенсация за февраль 2017 года в сумме 122, 93 рубля.
Истец Антюфриева О.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
Представитель Управления социальной защиты населения по г. Алейску и Алейскому району Шаульская И.Н. в судебном заседании исковые требования Алейского межрайонного прокурора, не признала в полном объеме, дала пояснения аналогично изложенному в письменных возражениях:
Управление возражает против удовлетворения исковых требований, считает их необоснованными по следующим основаниям. Требования истца о взыскании компенсации педагогическому работнику затрат, понесенных на электроэнергию, основаны на неверном толковании норм материального права. Ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена компенсация затрат педагогических работников на потребленную электроэнергию, компенсации подлежат лишь затраты на освещение. При этом истец указывает на то, что федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию не содержат. Однако данный вывод основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, предусматривающего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в. сельской местности, предоставляется согласно статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Данной статьей установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, установлены законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)») и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 (утратили силу с 01.04.2017).
Согласно пункту 4 Правил компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Алтайского края размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
Согласно вышеуказанным положениям Закона Алтайского края и Правил компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Таким образом, если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, объем электроэнергии, потребляемой для освещения, определяется расчетным путем.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Согласно СНиП 23-05-95 под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Однако электроэнергия может использоваться населением для бытовых нужд, освещения, на мелкие бытовые нагрузки, для кондиционирования воздуха и т.д.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 12.03.2008 № 10-Г08-1 указал, что понятие «освещение» квартиры либо иного жилья не тождественно понятию «электроснабжение». Все нормативные акты, предусматривающие социальную поддержку педагогических работников, оговаривают их право на бесплатный доступ к «освещению», а не «электроснабжению».Таким образом, согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации, бесплатное электроснабжение сельским педагогам ни нормативными правовыми актами Советского Союза, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не предполагается и не гарантируется. Все нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, предусматривают право сельских педагогов на меры социальной поддержки в отношении освещения, а не в отношении потребленной электроэнергии на все цели.
Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2008 № 6-Г08-5, апелляционное определение Омского областного суда от 12.09.2013 по делу№33-5508/2013, решение Красноярского краевого суда от 31.03.2011 по делу №3-41/2011). Верховный Суд Российской Федерации указывает на правильность вывода о том, что федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не электроэнергию.
Помимо изложенного Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок и размер предоставления мер социальной поддержки педагогических работников (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 № 83-АПГ15-1, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 № 23-АПГ16-4).
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения - в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, порядок определения размера компенсации затрат педагогических работников на освещение в Алтайском крае установлен Законом Алтайского края и Правилами, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, - в соответствии с федеральным законодательством и позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, истцом не использовался, произведенный истцом расчет недополученной суммы затрат на освещение не основан на нормах права. Ввиду отсутствия у истца прибора учета электроэнергии, использованной непосредственно для освещения жилого помещения, ответчик правомерно осуществлял расчет потребленной электроэнергии для освещения жилого помещения расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Обосновывая размер недополученной суммы компенсации за освещение, истец в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении , приводит расчет. Данный расчет в нарушение установленного порядка содержит расход электроэнергии, потребленный истцом в указанный период, включающий в себя, расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. Управление социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району Алтайского края возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме в связи с их необоснованностью.
Кроме того, обращаем внимание суда на то, что истец в исковом заявлении приводит расчет электроэнергии потребленной им электроэнергии.
Согласно пункту 29 Правил компенсации подлежат затраты на электроэнергию, потребленную лишь для освещения жилого помещения.
Вместе с тем, истцом не представлено сведений, позволяющих установить, что представленный им расчет содержит лишь затраты на освещение жилого помещения и не включает в себя затраты на электроснабжение, в том числе освещение, иных объектов (гараж, баня, слесарные, мастерские и др). Представленные стороной истца доказательства не подтверждают использование потребленной электроэнергии исключительно в жилых помещениях. В материалах дела не содержится иных необходимых данных, позволяющих установить факт потребления электроэнергии только в жилом помещении истца.
Вместе с тем использование истцом для учета потребленной электроэнергии одного прибора учета электроэнергии свидетельствует о возможном содержании в представленном истцом расчете затрат на электроснабжение, в том числе освещение, объектов, не относящихся к жилым помещениям.
В связи с вышеуказанным в соответствии со статьей 57, пунктом 9 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просим оказать содействие в собирании доказательств и ходатайствуем об истребовании доказательств включения истцом в расчет затрат на электроэнергию лишь затрат на жилое помещение.
Требования истца, не основанные на нормах права, влекут нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебном заседании отсутствовал, в установленном порядке извещены о времени и месте судебного разбирательства. Представитель Министерства финансов Алтайского края, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Просят в удовлетворении исковых требований отказать полностью по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третье лица - АО «Алтайэнергосбыт» в лице территориального отделения «Центральное» Шумакова Н.Н. в судебном заседании дала пояснения о подробном расчете начисления по электроэнергии по спорному вопросу, обосновав его.
Мировой судья, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца Антюфриеву О.Н., представителя ответчика, помощника Алейского межрайонного прокурора, представителя третьего лица- АО «Алтайэнергосбыт» в лице территориального отделения «Центральное» , Шумакову Н.Н., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам: жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были введены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (признан утратившим силу Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ), согласно которому квалифицированным работникам (к числу которых были отнесены, в частности, педагогические и библиотечные работники), проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением либо иная пригодная для проживания бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в натуре (пункт 10).
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих поселках и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В части 1 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Анализ ст. 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", также ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. свидетельствует о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на бесплатную жилую помощь с отоплением и освещением, содержится в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10 июля 1992 года ( в редакциях действовавших с 23.01.1996 года). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и в силу ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52-ФЗ от 6 мая 2003 года учитываются в межбюджетных отношениях. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" дополнен указанием на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Более того в абзаце третьем части 2 статьи 153 названного закон содержится предписание об обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при издании в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов, изменяющих после 31 декабря 2004 г. порядок реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, не уменьшать совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, а также не ухудшать условия их предоставления. Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу этого закона. Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13 апреля 2011 г. N 41-Г11-24 также указывал, что изложение в новой редакции нормы абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1 не привело к утрате названного права педагогических работников: "...изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение не ограничивает". Следует сказать, что принцип невозможности снижения социальных гарантий заложен во всех международных актах и в первую очередь в Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктами "е" и "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Положениями па. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится социальная поддержка и социальное обслуживание граждан. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 г., соответственно). Таким образом, с 11 января 2011 г. федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере. Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Сопоставив ранее действующее законодательство, регламентирующее отношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, включая статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", с действующим правовым регулированием этого вопроса, проанализировав в системном единстве приведенные законоположения, мировой судья приходит к заключению о том, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении. Действующее законодательство предусматривает субъекту Российской Федерации право для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки. Предоставление на территории Алтайского края названной компенсации педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплено в части 1 статьи 19 Закона Алтайского края от 04 сентября 2013 года N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае". При этом определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Алтайского края, каковым является Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)". Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации расходов, связанных с освещением, определяется исходя из установленных тарифов и показаний прибора учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 ст. 2 Закона № 88-ЗС , в ред. от 27 апреля 2009 года). Во исполнение положений Закона Алтайского края N 88-ЗС разработаны Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99. В соответствии с пунктом 28 Правил, денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения ( п. 29 Правил). На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Компенсация предоставляется в размере 100 процентов оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 названных Правил). Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 утратило силу с 1 апреля 2017 г. в связи с изданием Правительством Алтайского края постановления от 30 марта 2017 г. N 103 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края". В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Электроснабжение - это освещение жилых помещений, использование бытовых приборов, содержание общего имущества многоквартирного дома, приготовление пищи (п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). Таким образом, освещение является составной частью коммунальной услуги по электроснабжению. Соответственно, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными. В данной связи, учитывая, что федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не к электроснабжению, при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем. В данном случае, в соответствии с Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99. Как установлено в судебном заседании, истец является педагогическим работником проживающим в сельской местности, населенном пункте Алейского района Алтайского края, следовательно, имеет право на бесплатный доступ к освещению, т.е. на предоставление меры социальной поддержки в виде 100% компенсации расходов на оплату освещения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение в котором проживает истец оборудовано отдельным прибором учета электроэнергии затрачиваемой на освещение, материалы дела не содержат и в судебном заседании не установлено.
По месту жительства истца зарегистрирован один прибор общего учета электроэнергии, в том числе электроэнергии на освещение.
При таких обстоятельствах, мировой судья, соглашается с расчетом размера компенсации расходов на оплату освещения определяемого сторонами расчетным путем, в порядке установленном действующим законодательством - 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения ( п.29 Правил № 99).
Оснований для определения денежной компенсации, исходя из фактических понесенных истцом расходов по оплате электроэнергии, не усматривается.
Кроме того, установлено, что затраты истца по оплате электроэнергии компенсированы единовременной выплатой в размере 1800,00 рублей 30 апреля 2017 года, что подтверждается представленной ответчиком справкой. Вместе с тем, как усматривается из материалов, истцу не была выплачена компенсация за февраль 2017 года - 122, 93 рубля.
При таких обстоятельствах и согласно материалам дела компенсационная выплата на оплату освещения за период с 01 января 2015 года по 28 февраля 2017 года произведена Управлением социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району не в полном объеме, необходимо взыскать с ответчика 122, 93 рубля. Вследствие изложенного выше, мировой судья приходит к выводу, что требование заявленное Алейским межрайонным прокурором в защиту интересов Антюфриевой О.Н. о взыскании с Управления социальной защиты населения по г.Алейску и Алейскому району в пользу истца 46092, 72 рублей подлежит удовлетворению частично в сумме 122, 93 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199-193 ГПК Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора заявленного в защиту интересов Антюфриевой Ольги Николаевны к Управлению социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району о взыскании недополученной суммы компенсации понесенных ею расходов на оплату электроэнергии за период с 01 января 2015 года по 28 февраля 2017 года в размере 46092, 72 рублей удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району в пользу Антюфриевой Ольги Николаевны компенсацию понесенных ей затрат на оплату электрической энергии, потребленной в феврале 2017 года в размере 122 рубля 93 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алейский городской суд Алтайского края через мирового судью судебного участка №1 г.Алейска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мировой судья Ж.А. Сидорова