Дело № 4 - 277 / 2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
с. Карпогоры 20 мая 2015 года
Мировой судья судебного участка № 1 Пинежского судебного района Архангельской области Батищева Т.В., рассмотрев административное дело в отношении юридического лица - ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области, юридический адрес: …,
об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6 ч. 1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
В отношении юридического лица - ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области - ст. дознавателем ОНД … района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Архангельской области ... составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ. В соответствии протоколом № 1 об административном правонарушении, ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно:
-в ОМВД РФ по Пинежскому району не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; не разработано положение (устав) о структурном подразделении организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
-не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, не разработано положение о комиссии;
- не проводится подготовка работников организации к действиям в чрезвычайных ситуациях, не проводятся занятия с работниками по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях. Не прошли переподготовку или повышение квалификации уполномоченные работники следующих категорий: руководитель и специалисты дежурно-диспетчерской организации. В организации не проводятся учения и тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
На судебном заседании защитник ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области по доверенности … не согласилась с составленным в отношении представляемого е юридического лица протоколом об административном правонарушении и не признала вину ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области в совершении правонарушения, указав, что ОМВД России по Пинежскому району входит в структуру федерального органа исполнительной власти - Министерства внутренних дел России. Участие Отдела в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляются в ведомственными приказами. В соответствии с положением об Отделе Министерства внутренних дел РФ по Пинежскому району, утвержденного приказом УМВД России по Архангельской области № 395 от 22 июня 2011 г., ОМВД России по Пинежскому району выполняет полномочия, возложенные на него Федеральным законом № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции», а также другими нормативными правовыми актами в соответствии с требованиями приказов МВД России. Реализуя на территории МО «… муниципальный район» задачи и полномочия, ОМВД России по Пинежскому району, в том числе, участвует в пределах своей компетенции в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или на территории Архангельской области, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию; реализует меры по выполнению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. Так, на основании утвержденных планов в ОМВД России по Пинежскому району ежеквартально проводятся учения и тренировки. Постановлением администрации МО «Пинежский район» № 0147-па от 21.02.2014 г.. утверждена комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в состав которой входит начальник ОМВД России по Пинежскому району. Приказом ОМВД России по Пинежскому району № 406 от 31.12.2014 г. утверждена постоянно действующая комиссия по обследованию объектов ОМВД России по Пинежскому району. Во исполнение данных задач и полномочий, в ОМВД разработаны и хранятся документы, касающиеся режима чрезвычайных ситуаций, которые носят гриф «секретно». При проведении проверки ст. дознавателем ОНД … района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области … не был предоставлен допуск к государственной тайне по второй форме, в связи с чем запрашиваемая им документация по выполнению мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не была предоставлена в полном объеме.
Заслушав защитника ..., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" распространяет свое действие и налагает обязанности на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула закона).
Согласно статье 14 Федерального закона № 68-ФЗ, организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Как установлено на судебном заседании, ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области входит в структуру федерального органа исполнительной власти - МВД России. Органами внутренних дел являются государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. Основные структурные звенья системы органов внутренних дел: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ), городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", применительно к режиму чрезвычайного положения на полицию возлагаются следующие обязанности:
а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;
б) обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
в) участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
В период введения чрезвычайного положения полиция вправе применять меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Кроме того, для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях допускается проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) (п. 1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О полиции").
Полиция также имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий (п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О полиции");
Согласно Указу Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации"), органы МВД участвуют в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России; обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.
В соответствии с Приказом МВД России от 06.10.2008 N 861 (ред. от 21.11.2012) "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России", создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время органами внутренних дел осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационном плане МВД России. В мирное время объекты гражданской обороны могут использоваться в интересах органов внутренних дел и для обслуживания населения, а также для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Таким образом, привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо - ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области - входит в систему федерального органа исполнительной власти, к полномочиям которого относится непосредственное участие в обеспечении режима ЧС в случае его введения на территории РФ либо отдельных местностях, и деятельность которого в данной области регламентирована единой системой нормативно-правовых актов. При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях ОМВД России по Пинежскому району Архангельской области. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 .6 ч. 1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пинежскому району Архангельской области о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20. 6 часть 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Данное постановление может быть обжаловано в Пинежский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 22 мая 2015 г.
Мировой судья Т.В. Батищева.