Дело № 5-18/2021 УИ22MS0052-01-2021-000093-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18 февраля 2021 года с. Бурла, ул. Ленина, 9 Мировой судья судебного участка Бурлинского района Алтайского края Полетайкина А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мельник Екатерины Александровны, <ДАТА2> рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> и письменных материалов дела, <ДАТА4> в магазине продовольственных товаров <АДРЕС> ИП <ФИО1>, расположенном по адресу: <АДРЕС> <ФИО2> осуществлялась продажа табачных изделий с нарушением требований к маркировке специальными (акцизными) марками, а также нарушением законодательства о техническом регулировании, а именно: <ДАТА4> <ФИО2> являясь продавцом магазина <АДРЕС> осуществила торговлю немаркированной табачной продукцией продав <ФИО3> 1 пачку сигарет «Dubao», на которой отсутствовала маркировка. Кроме того, в магазине в реализации находилось еще 242 пачки сигарет марки «Dubao», 70 пачек сигарет марки «Marlboro», 22 пачки сигарет марки «Gold NZ», на которых также отсутствую специальные (акцизные) марки, что не соответствует требованиям ч. 2, ч.5 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», п. 18, 19, 26 раздела 7 Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), Требованиям к содержанию информации для потребителей табачных изделий", Постановлению Правительства РФ от 20.02.2010 г. № 76 "Об акцизных марках для ввозимой на таможенную территорию РФ табачной продукции". В отношении Мельник Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. Вышеуказанная табачная продукция изъята.
Мельник Е.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.
В силу ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Мельник Е.А.
Исследовав предоставленные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья находит виновность Мельник Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ доказанной.
В соответствии с частью 4 статьи 15.12 КоАП оборот, в том числе, табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет административную ответственность с назначением административного наказания.
Объективную сторону правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ составляет ненадлежащий оборот алкогольной продукции или табачных изделий без необходимой маркировки и (или) нанесения информации, обусловленного нормативными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Закона, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 2 статьи 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.
Советом Евразийской экономической комиссии принят технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), который разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей табачной продукции относительно ее назначения и безопасности, и распространяется на табачную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 18 регламента на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее - марки).
В соответствии с п. 26 регламента предусмотренная пунктом 19 настоящего технического регламента информация о табачной продукции наносится на русском языке и на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена, в котором осуществляется реализация этой табачной продукции, и может быть повторена на других языках в части наименования изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера или контролирующей организации, а также наименования табачной продукции. Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.
В соответствии с п. 44 названного регламента, табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение (п. 45 Регламента).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (п. 46 Регламента).
По смыслу указанных норм в совокупности с положениями Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" под оборотом понимается, в том числе, розничная продажа табачных изделий.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Вина Мельник Е.А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <ДАТА3> года, в котором указаны обстоятельства его совершения; заявлением <ФИО3> от <ДАТА11>, письменными объяснениями <ФИО3> от <ДАТА11>, протоколами осмотра от <ДАТА11> и фототаблицами к ним, письменными объяснениями Мельник Е.А., <ФИО1> от <ДАТА12>, копией трудового договора <НОМЕР> от <ДАТА13>, иными материалами дела.
Указание в протоколе об административном правонарушении от <ДАТА3> на дату проведения осмотра помещения магазина <АДРЕС> - <ДАТА14> суд признает опиской, поскольку из протокола осмотра помещения магазина <АДРЕС> имеющегося на листах дела 10-13 следует, что данный протокол составлен в момент осмотра - <ДАТА11>.
Нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, у судьи оснований не имеется.
Мельник Е.А. участвовала при составлении и подписании протокола <НОМЕР> по делу об административном правонарушении от <ДАТА3> г., в графе объяснений которого собственноручно указала, что " в содеянном раскаиваюсь, действительно торговала немаркированными табачными изделиями в магазине Школьный. Впредь обязуюсь не нарушать"; копию протокола получила, о чем имеется ее подпись (оборотная сторона л.д. 50).
Все процессуальные действия совершены с соблюдением действующего законодательства, каких-либо нарушений судьей не установлено.
Мировой судья квалифицирует действия Мельник Е.А. по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ как оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность Мельник Е.А. суд признает, совершение административного правонарушения впервые, признание вины (объяснения имеющиеся в материалах дела). Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
С 1 января 2011 года запрещается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 № 27 "О специальных марках для маркировки табачной продукции".
В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. В соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ предметы административного правонарушения, изъятые из оборота, конфискации не подлежат.
Оборот табачной продукции без маркировки запрещен. В частности, частью 5 статьи 4 Федерального закона N 268-ФЗ установлен запрет на реализацию на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками.
В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
За совершение деяния предусмотренного ч. 4 ст.15.12 КоАП РФ для граждан предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения
Из положений ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
В данном случае Мельник Е.А. осуществляла реализацию табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками в нарушение положений Федерального закона N 268-ФЗ от 22.12.2008 "Технический регламент на табачную продукцию"
При осуществлении изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, вещи, не изъятые из оборота, возвращаются собственнику, законному владельцу (ч. 3 ст. 3.7, п. 1, 2 и 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).
Таким образом, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 15-ФЗ контрафактные табачные изделия, находясь в незаконном обороте, подлежат изъятию.
Следовательно, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.
Указанная позиция четко отражена в судебной практике, в том числе в п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА19>); Постановлении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <ДАТА20>
Таким образом, конфискация как административное наказание не может быть применена в отношении предмета административного правонарушения - табачной продукции, находящейся в незаконном обороте, она подлежит уничтожению.
С учетом изложенного и, исходя из санкции ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, мировой судья назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.
Изъятые по делу табачные изделия: 243 пачки сигарет марки «Dubao», 70 пачек сигарет марки «Marlboro» и 22 пачки сигарет марки «Gold NZ», в силу требований ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ и разъяснений в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подлежат уничтожению.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 15.12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - 243 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «Dubao», 70 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «Marlboro» ░ 22 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «Gold NZ», ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░11> ░ <░░░3> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░/░░ 04172D01940), ░░░: 2223613780, ░░░ 222301001, ░/░░░░: 03100643000000011700, ░░░░░░░░░░ ░░░░: 40102810045370000009 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░: 010173001, ░░░░░: 01606411, ░░░ 808 1 16 01153 01 0000 140, ░░░ 0411164521009000000000051 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░, 9. ░░ ░░░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░. ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░