Дело №5-322/2021 В соответствии с ч.1 ст.29.11, ч.3 ст.4.8 КоАП РФ
постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Кола 07 июня 2021 годаМировой судья судебного участка №2 Кольского судебного района Мурманской области Никифорова С.В., временно исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка №1 Кольского судебного района Мурманской области (адрес: 184381, Мурманская область, г.Кола, ул.Андрусенко, д.10/2),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Жеребцова С.В.,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, <ФИО1>,
а также представителя административного органа <ФИО2>,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица
Жеребцова <ФИО3>, <ДАТА3> рождения, уроженца <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, начальника Муниципального казенного учреждения "<ОБЕЗЛИЧЕНО>
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
16.04.2021 установлено, что Жеребцов С.В., являясь начальником МКУ "<ОБЕЗЛИЧЕНО>, осуществляющим функции организации и осуществления мероприятий гражданской обороны, находясь по адресу: <АДРЕС>, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, что повлекло неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей по выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: не созданы курсы гражданской обороны (ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.7 Положения от 26.11.2007 №804, п.15.1 Положения от 14.11.2008 №687); не созданы аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования (ч.2 ст.8, ст.15 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.23, 24 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.1, 2 ст.7, ст.8 ч.5 ст.11, ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ, п.3, 12, 21 Положения от 26.11.2007 №804, п.7, 15.6, 15.15 Положения от 14.11.2008 №687); не созданы резервы мобильных средств для очистки воды (ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.18 Положения от 26.11.2007 №804, п.15.12 Положения от 14.11.2008 №687).
Жеребцов С.В. и его защитник <ФИО1>, будучи ознакомленными с правами, отводов не заявили, с правонарушением не согласились. Указали, что в соответствии с постановлением главы администрации Кольского района №485 от 15.04.2021 созданы учебно-консультационные пункты для обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Кольского района, при этом отсутствие конкретных курсов гражданкой обороны не свидетельствует о наличии нарушения требований. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством создание аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Кроме того, на балансе МУП Кольского району "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" на объектах питьевого водоснабжения установлены стационарные установки обеззараживания воды, снабженные резервными источниками электроэнергии, также предусмотрены емкости для доставки воды автомобильным транспортом, при этом мобильные средства для очистки воды не рентабельны. Учитывая изложенное, считают, что в деянии Жеребцова С.В. отсутствует состав административного правонарушения. В случае признания должностного лица виновным просили учесть впервые совершенное правонарушение, отсутствие причинения вреда, заменить наказание в виде штрафа на предупреждение либо применить положения п.2.2 и п.2.3 ст.4.1 КоАП РФ путем назначения наказания ниже низшего предела.
Представитель административного органа ГУ МЧС России по Мурманской области <ФИО2> при рассмотрении дела указал на наличие в деянии должностного лица состава административного правонарушения, поскольку курсы гражданской обороны не созданы, при этом законом не предусмотрена какая-либо альтернатива на создание иных обучающих мероприятий; создание аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований отнесено к вопросам местного значения и входит в обязанности органов местного самоуправления; установленное законом требование о создании мобильных средств очистки воды не выполняется.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд находит установленной и доказанной вину должностного лица Жеребцова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
В соответствии ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 2.4. КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании п.2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 №305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляетсобой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что органыместного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В силу п.7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
В соответствии с п.15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований; проведение учений и тренировок по гражданской обороне; организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; пропаганда знаний в области гражданской обороны. Пунктами 23, 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.102003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территориипоселения.
На основании ч.3 ст.15 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Положения от 26.11.2007 №804 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ; организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (п.12 Положения от 26.11.2007 №804).
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются: создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны; подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; планирование действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий (п.21 Положения от 26.11.2007 №804).
В силу п.7 Положения от 14.11.2008 №687 органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
На основании п.15.6 Положения от 14.11.2008 №687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Пунктом 18 Положения от 26.11.2007 №804 установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий; создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения; создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
В соответствии с п.15.12 Положения от 14.11.2008 №687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий; создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации; создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
Из материалов дела следует, что администрация Кольского района входит в состав органов местного самоуправления Кольского района, осуществляет организационно-распорядительные функции.
Администрацией на территории Кольского района создано Муниципальное казенное учреждение "<ОБЕЗЛИЧЕНО> которое расположено по адресу: <АДРЕС>. В соответствии с Уставом предметом деятельности учреждения является реализация мероприятий в области гражданской обороны, защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, профилактике противодействия терроризму на территории Кольского района в пределах установленных полномочий.
Распоряжением главы администрации Кольского района №148 от 01.04.2020 Жеребцов С.В. назначен на должность начальника указанного учреждения.
Распоряжением главного государственного инспектора ГУ МЧС России по Мурманской области №16 от 01.03.2021 назначено проведение плановой выездной проверки в отношении администрации Кольского района в период с 22.03.2021 по 16.04.2021, задачей которой являлась проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороты, установленных нормативными правовыми актами РФ.
Копия указанного распоряжения получена юридическим лицом 12.03.2021.
В ходе указанной проверки, проведенной 16.04.2021 с участием представителя юридического лица, выявлены следующие нарушения обязательных требований:
- не созданы курсы гражданской обороны (ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.7 Положения от 26.11.2007 №804, п.15.1 Положения от 14.11.2008 №687); - не созданы аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования (ч.2 ст.8, ст.15 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.23, 24 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.1, 2 ст.7, ст.8 ч.5 ст.11, ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ, п.3, 12, 21 Положения от 26.11.2007 №804, п.7, 15.6, 15.15 Положения от 14.11.2008 №687); - не созданы резервы мобильных средств для очистки воды (ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.18 Положения от 26.11.2007 №804, п.15.12 Положения от 14.11.2008 №687).Вина должностного лица в совершении правонарушения подтверждается исследованными материалами дела: протоколом №16 от 20.04.2021 об административном правонарушении, составленным с участием Жеребцова С.В.; копией распоряжения №16 от 01.03.2021 о проведении проверки; копией акта проверки №16 от 16.04.2021; копией Устава МО Кольский район; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении администрации Кольского района; Положением об организации и ведении гражданской обороны в МО Кольский район; копией постановления №1171 от 15.10.2020 о переименовании учреждения в МКУ"<ОБЕЗЛИЧЕНО>"; копией Устава МКУ "<ОБЕЗЛИЧЕНО>"; копией распоряжения №148 от 01.04.2020 о назначении Жеребцова С.В.
Нарушений закона при составлении протокола и оформлении других материалов судом не установлено, документы подписаны надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий, вследствие чего они принимаются как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Порядок организации и осуществления проверки соответствует требованиям Федерального закона "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Судом установлено, что выявленные нарушения допущены Жеребцовым С.В. в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Доводы стороны защиты об отсутствии состава административного правонарушения в связи с правом, а не обязанностью администрации по созданию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат приведенным судом положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, доказательств создания курсов гражданской обороны, а также создания резервов мобильных средства для очистки воды суду не представлено.
Таким образом, Жеребцов С.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественное и финансовое положение должностного лица, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельства, и считает необходимым назначить Жеребцову С.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкциейстатьи.
Оснований для применения положений п.2.2 и п.2.3 ст.4.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа судом не установлено, поскольку за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 10 000 до
20 000 рублей, то есть менее 50 000 рублей.
МКУ "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" является некоммерческой организацией, вместе с тем, оснований и совокупности условий, необходимых в соответствии со ст.3.4, 4.1.1 КоАП РФ для замены предусмотренного санкцией ч.2 ст.20.7 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа на предупреждение, судом не установлено, поскольку несоблюдения рассматриваемых требований влечет возникновение угрозы гражданской обороне.
Руководствуясь ст.3.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Жеребцова <ФИО3> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки).
Реквизиты для уплаты штрафа: ИНН 5190103603 КПП 519001001, УФК по Мурманской области (Министерство юстиции Мурманской области, л/с 04492001120), Отделение Мурманск Банка России, УФК по Мурманской области г.Мурманск, р/счет 40102810745370000041, кор/счет 03100643000000014900, БИК 014705901, ОКТМО 47605000, наименование платежа - административный штраф (номер и дата постановления), КБК 821 1 16 01203 01 0007 140.
Копию документа об уплате штрафа лицо, привлеченное к ответственности, должно незамедлительно направить мировому судье судебного участка №1 Кольского судебного района Мурманской области.
На основании ч.1 ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, по ходатайству лица судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
На основании ч.2 ст.31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, по ходатайству лица уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.
Разъяснить, что неуплата штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Мировой судья подпись С.В. Никифорова