Дело № 2-193/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2016 года г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кольцюка М.А.
при секретаре судебного заседания Бакулиной К.В.,
с участием:
помощника военного прокурора Чукотского гарнизона Малашкевича Ю.А., ответчика Галкина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Чукотского гарнизона в защиту интересов государства в лице федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к Галкину Н.Н. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
врио военного прокурора Чукотского гарнизона Б.В.В. (далее – военный прокурор) обратился в суд в защиту интересов государства в лице федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее – ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России) с иском о выселении Галкина Н.Н. из занимаемого жилого помещения, расположенного по , без предоставления ему другого жилья.
В обоснование исковых требований указано, что в период работы в федеральном государственном учреждении «Анадырская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Анадырская КЭЧ) Галкину Н.Н. на основании договора найма служебного жилого помещения от № предоставлено для проживания на период работы в Анадырской КЭЧ жилое помещение – однокомнатная квартира №, расположенная в . Указанный дом ранее находился в оперативном управлении Анадырской КЭЧ и в соответствии с приказом Министерства обороны от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ» передан по передаточному акту от 01.04.2012 ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, которое является балансодержателем данного дома.
Решением исполнительного комитета Анадырского района Совета народных депутатов от 15.05.1989 № 222 жилые помещения в доме №, в том числе и квартира №, переведены в разряд служебных, то есть, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ) отнесены к специализированным жилым помещениям.
В настоящее время Галкин Н.Н. не является работником ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что влечет за собой прекращение договора найма служебного помещения от №.
К категории лиц, выселение которых из служебного жилого помещения не допускается без представления другого жилого помещения, ответчик не относится, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит.
Полагая необходимым защитить права собственника жилого помещения – Российской Федерации по использованию и распоряжению спорным жилым помещением, а также социальные права военнослужащих Анадырского гарнизона на обеспечение в период прохождения ими военной службы служебными жилыми помещениями, военный прокурор обратился в суд с настоящим иском (том 1 л.д. 5-8).
Истец ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России поддерживает иск военного прокурора (том 1 л.д. 72, 124, 139, 162, том 2 л.д. 22).
Ответчик Галкин Н.Н. просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, а также в связи с тем, что требования заявлены истцом без оснований, в отсутствие полномочий по распоряжению муниципальным имуществом г.п. Угольные Копи, так как приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.07.2013 № 635 передан в муниципальную собственность целиком, включая спорную квартиру (том 1 л.д. 161, 141-142).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, стороне ответчика Администрация городского поселения Угольные Копи (далее – Администрация г.п. Угольные Копи) письменный отзыв на исковые требования не представило. Представитель третьего лица З.Е.А. в ходе судебного разбирательства поддержала позицию ответчика, приводя аналогичные доводы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и Администрации г.п. Угольные Копи, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, на основании ч.ч.3, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В судебном заседании помощник военного прокурора Чукотского гарнизона Малашкевич Ю.А. настаивал на заявленных требованиях, приводя доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить иск полностью, ответчик Галкин Н.Н. иск не признал, поддержал заявление о применении срока исковой давности, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из п.«д» ст.71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
В силу п.1 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит к объектам исключительно федеральной собственности имущество Вооруженных Сил и других учреждений, указанных в пункте 2 раздела II Приложения 1, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, а также расположенных на территориях РФ учреждений независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Согласно ст.2 Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» имущество воинской части - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.09.2009 № 1014 жилой дом , закреплен на праве оперативного управления за Анадырской КЭЧ (том 1 л.д. 109-111).
Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества от 07.12.1999 и приложения к нему (том 1 л.д. 42) за Анадырской КЭЧ закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, в том числе, жилой дом (№ 245 в перечне) (том 1 л.д. 52).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп.«м» п.2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Приказом начальника Анадырского гарнизона от 28.12.2004 № 21 «О закреплении жилых помещений за воинскими частями, организациями и учреждениями МО РФ дислоцирующихся в Анадырском гарнизоне пос. Угольные Копи» дом закреплен за Анадырской КЭЧ (том 1 л.д. 44-47).
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» Анадырская КЭЧ прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению имущественных отношений (том 1 л.д. 32-34, 40).
В единый государственный реестр юридических лиц 05 сентября 2011 года внесена запись о прекращении деятельности Анадырской КЭЧ путем реорганизации в форме присоединения (том 1 л.д. 113-114).
Все имущество, документация, а также все права и обязанности Анадырской КЭЧ перешли к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России по передаточному акту 01 апреля 2011 года (том 1 л.д. 112).
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилище иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), другими федеральными законами (ч.4 ст.3 ЖК РФ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ определено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Исходя из назначения служебных жилых помещений, определенного ст.93 ЖК РФ, право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим в связи с прохождением военной службы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с трудовыми отношениями, сохраняется за ними на период прохождения военной службы и работы в воинской части (учреждении).
В соответствии со ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры, жилого помещения, при этом договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, а увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 настоящего Кодекса и ч.2 настоящей статьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.42 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разъяснил, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п.п.1-4 ч.2 ст.103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, Галкин Н.Н. проходил службу в Анадырской КЭЧ с года (том 1 л.д. 14).
На основании договора найма служебного жилого помещения от №, заключенного между Анадырской КЭЧ и Галкиным Н.Н., ответчику предоставлено для проживания на период работы в Анадырской КЭЧ относящееся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России жилое помещение – однокомнатная квартира № общей площадью кв.м, расположенная в доме (том 1 л.д. 25).
Галкин Н.Н. зарегистрирован и проживает в названной квартире в настоящее время, о чем свидетельствуют: объяснение Галкина Н.Н. от (том 1 л.д. 24), адресная справка ТП ОФМС России по Чукотскому автономному округу в Анадырском муниципальном районе от № (том 1 л.д. 68), справка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Чукотскому автономному округу от (том 1 л.д. 27), копия паспорта Галкина Н.Н. (том1 л.д. 117-118), что также подтверждено ответчиком в судебном заседании.
Пунктом договора найма служебного жилого помещения от № предусмотрено, что по увольнению из Министерства обороны Российской Федерации наниматель обязан сдать жилое помещение в течение месяца (том 1 л.д. 26).
При этом сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи нанимателя, в случае его (нанимателя) увольнения из Министерства обороны Российской Федерации данным договором не предусмотрено.
Приказом начальника Анадырской КЭЧ от № Галкин Н.Н. уволен по сокращению штата учреждения на основании п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации с 31 августа 2011 года (том 1 л.д. 15).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводам о том, что:
- жилое помещение – квартира №, расположенная в доме , относилась к категории служебной, была предназначена для проживания гражданского персонала, работающего в организации Вооруженных Сил Российской Федерации;
- увольнение Галкина Н.Н. из Министерства обороны Российской Федерации на основании п. договора найма служебного жилого помещения от № является основанием утраты им права владения и пользования спорным жилым помещением, в связи с прекращением действия договора найма специализированного жилья;
- с момента прекращения трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации в лице Анадырской КЭЧ ответчик Галкин Н.Н. по настоящее время продолжает пользоваться указанной квартирой.
В соответствии с п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 423-ФЗ).
Передаче в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположено жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Частью 1 ст.3 указанного Федерального закона установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п.п.1, 3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с пп.«е» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
На основании пп.71 п.7, пп.1 п.8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В силу с п.6 ст.2 Закона № 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
На основании названного Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» заместителем Министра обороны Российской Федерации принят приказ 27.07.2013 № 635 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Городское поселение Угольные Копи» Чукотского автономного округа (том 1 л.д. 144).
Как видно из приложения к указанному приказу, жилой дом входит в перечень объектов недвижимости, подлежащих передаче (№ 19 в перечне) (том 1 л.д. 144).
Таким образом, в соответствии со своими полномочиями по распоряжению имуществом, предоставленными Минобороны России Правительством Российской Федерации, Минобороны России распорядилось своим имуществом, в том числе, путем издания указанного ненормативного правового акта.
В силу ч.8 ст.3 Закона № 423-ФЗ такое решение является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в п.2 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в п.4 ч.2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;
2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
3) возникновения на перечисленные в п.4 ч.2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
Согласно ч.11 ст.3 Закона № 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются, и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от право собственности на указанный жилой дом принадлежит городскому поселению Угольные Копи, запись регистрации от 26.05.2014 № (том 1 л.д. 143). Данное обстоятельство ни военным прокурором, ни ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не оспорено и, кроме того, подтверждается сведениями Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (от №).
Таким образом, с 26 мая 2014 года право собственности Российской Федерации прекращено, и возникло право собственности муниципального образования «городское поселение Угольные Копи» Чукотского автономного округа в отношении жилого дома .
В п.4 ч.2 ст.3 Закона № 423-ФЗ закреплено, что решение, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, должно содержать, в том числе, перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в п.2 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты.
Таким образом, если Министерство обороны Российской Федерации приходит к выводу о необходимости в военном имуществе, расположенном на территории военного городка, которое следовало бы оставить в федеральной собственности, то оно не подлежит передаче в иную публичную собственность.
В рассматриваемом случае приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.07.2013 № 635 не содержит указания на какие-либо квартиры, подлежащие исключению из перечня передаваемого имущества и оставлению в федеральной собственности, как это предусмотрено п.4 ч.2 ст.3 Закона № 423-ФЗ, жилой дом приказано передать в муниципальную собственность без исключений.
Согласно передаточному акту, подписанному начальником ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и Главой Администрации г.п. Угольные Копи (том 2 л.д. 2-3), во исполнение данного приказа ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России передало, а Администрация г.п. Угольные Копи приняла дом (инв. №), за исключением некоторых квартир, в том числе №.
Между тем, доказательств внесения изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.07.2013 № 635 в части исключения из передаваемого имущества, спорной квартиры, либо отмены данного приказа в деле имеется. Документы, на основании которых из перечня передаваемого имущества исключено спорное жилое помещение, суду не представлены. Законом № 423-ФЗ не предусмотрено составление актов приема-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.07.2013 № 635 и передаточный акт от 26.05.2014 № 175/3 объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования городское поселение Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа послужили документами – основаниями для регистрации права собственности, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права № от 26.05.2014.
Статьей 4 Закона № 423-ФЗ п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен абзацем следующего содержания: государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом № 423-ФЗ.
Таким образом, указанными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. в данном случае приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.07.2013 № 635.
Такое решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и основанием для отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (ч.12 ст.3 Закона № 423-ФЗ).
В силу ч.13 ст.3 Закона № 423-ФЗ с принятием решения недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона «Об обороне».
Из системного анализа приведенных положений законов следует, что единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное в порядке Закона № 423-ФЗ имущество, является не акт приема-передачи, а решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, согласно свидетельству о праве собственности общая площадь жилого дома составляет кв.м (том 1 л.д. 204), что соответствует площади здания, включая общую площадь квартир, указанной в техническом паспорте здания (строения) от (том 1 л.д. 205-206).
Таким образом, указание в свидетельстве в качестве документа - основания - передаточного акта от 26.05.2014 № 175/3 не является доказательством того, что спорная квартира, в которой проживает ответчик, в муниципальную собственность не передавалась, и была оставлена в федеральной собственности.
Анализ исследованных судом доказательств, в совокупности, свидетельствует о том, что спорное жилое помещение с 26 мая 2014 года в федеральной собственности не находится, к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации не относится. Иных доказательств, опровергающих перечисленное, суду не представлено. В связи с чем, исковое заявление подано военным прокурором в защиту имущественных прав Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, неправомерно.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорное недвижимое имущество, суд полагает, что исковые требования военного прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку иск заявлен в интересах лица, которое не являются правомочной стороной спорных правоотношений.
Кроме того, военным прокурором пропущен срок исковой давности, установленный 196 ГК РФ, о чем ответчик заявил в ходе судебного разбирательства, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 9 Постановления Пленума от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст.ст.196, 197), и иные положения главы 12 ГК РФ об исковой давности (ч.1 ст.7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст.196 ГК РФ).
Исходя из изложенного к спорным правоотношениям, возникшим на основании договора найма специализированного жилого помещения, подлежит применению общий трехлетний срок исковой давности.
Основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения является прекращение трудовых отношений, которое имело место 31 августа 2011 года. Учитывая положение п. договора найма служебного жилого помещения от №, право обращения в суд с соответствующим иском возникло по истечении месяца с даты увольнения, т.е. 01 октября 2011 года, в то время как исковое заявление военным прокурором подано только 09 июня 2016 года, то есть по истечении срока исковой давности, при этом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока исковой давности.
Как установлено выше, спорное жилое помещение до 26 мая 2014 года относилось к специализированному жилищному фонду Министерства обороны, на которое возложена обязанность осуществления контроля за использованием жилищного фонда. Таким образом, при надлежащей степени заботливости и осмотрительности истца (Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России), последний мог и должен был узнать своевременно о нарушении прав военнослужащих, проходящих военную службу и нуждающихся в жилых помещениях, обусловленных проживанием в жилых помещениях лиц, не обладающих соответствующими правами.
При таких обстоятельствах, доводы помощника военного прокурора о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента окончания прокурорской проверки судом отклоняются, дата выявления нарушений прокурором правового значения не имеет.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.88 ГПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Согласно ч.2 ст.103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взысканию с военного прокурора не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2016 ░░░░