Дело № 5-635/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
пос. Октябрьский 28 ноября 2019 года
Мировой судья Ручьев Н.М., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области, рассмотрев в помещении судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 14, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
администрации Муниципального образования «Березницкое» Устьянского района Архангельской области, юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, пер. Спортивный, д. 1, ОГРН 1052907033838, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №13 от 30 октября 2019 года, составленному должностным лицом Контрольно-ревизионной комиссии МО «Устьянский муниципальный район» <ОБЕЗЛИЧИНО>. в отношении администрации МО «Березницкое» Устьянского района Архангельской области - в ходе проведения контрольного мероприятия в части соблюдения норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности администрации МО «Березницкое» за период 2017-2018 годы, было выявлено, что администрацией МО «Березницкое» 06 июля 2018 г. бюджетные средства в размере 12 990 руб. 00 коп., израсходованные на приобретение <ОБЕЗЛИЧИНО>, израсходованы на цели не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой на 2018 год, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным бюджетной сметой, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании глава администрации МО «Березницкое» <ОБЕЗЛИЧИНО>. вину администрации в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что нецелевое расходование средств бюджета отсутствуют, так как в соответствии с муниципальной программой «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год» было предусмотрено расходование бюджетных средств на «Обкос травы на общественной территории в Едемском округе д. Вежа» в размере 20000 руб. Указанная сумма была включена в лимиты бюджетных обязательств МО «Березницкое» на 2018 год по КБК 0503 0630091640 244 и отражена в решении о бюджете на 2018 год. 04 июня 2018 года в программу «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год» были внесены изменения, в том числе об увеличении расходов на «Обкос травы…» на сумму 16000 руб. Предполагалось, что для реализации указанной цели необходимо закупить инструмент - мотокосу и организовать работы, но в программе ошибочно не внесен текст о том, что в целях обкоса травы закупается имущество - мотокоса. 14 июня 2018 года решением совета депутатов МО «Березницкое» №104 бюджет на 2018 год был уточнен, в том числе по программе «Благоустройство» по КБК 804 0503 0630091640 244, где сумма расходов на закупку товаров для обеспечения муниципальных нужд была увеличена со 100 000 руб. до 116 000 руб. На основании данного решения совета депутатов в бюджетную роспись были внесены соответствующие изменения, в том числе по КОСГУ 310, куда была заложена сумма расходов в размере 12 990 руб. для целей закупки мотокосы. По необъяснимым причинам в бюджетную смету изменений не внесли, что не изменяет целевой направленности заложенных средств в сумме 12 990 руб. для закупки мотокосы. Расходование 06 июля 2018 г. бюджетных средств в размере 12 990 руб. 00 коп., на приобретение <ОБЕЗЛИЧИНО> соответствовало решению о бюджете и бюджетной росписи, а значит, соответствовало обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых были сформированы лимиты бюджетных обязательств, что в соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 09.07.2019 № 02-09-06/1/50753 не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Просил прекратить производство по делу в связи отсутствием состава правонарушения.
Заслушав <ОБЕЗЛИЧИНО>., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В статье 161 БК РФ установлены особенности правового положения казенных учреждений. Так, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Исходя из положений ст. 6 БК РФ под бюджетной сметой понимается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 221 БКРФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Из обстоятельств дела следует, что в период с 12 августа по 07 сентября 2019 года должностными лицами КРК на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя контрольно - ревизионной комиссии от 05.08.2019 №12 «О проведении контрольного мероприятия» проведено контрольное мероприятие в части соблюдения норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при расходовании бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности администрации МО «Березницкое» за период 2017-2018 годы, в ходе которой выявлено нецелевое использование администрацией МО «Березницкое» бюджетных средств муниципального образования на сумму 12 990 руб. 00 коп., израсходованных на приобретение в 2018 году <ОБЕЗЛИЧИНО>. Результаты проверки отражены в Акте проверки от 09 сентября 2019 года.
Как следует из материалов дела, бюджет поселения по расходам на 2018 год в соответствии с решением Совета депутатов МО «Березницкое» от 26.12.2017 №80 «О бюджете муниципального образования «Березницкое» на 2018 год» утвержден на 01.01.2018 в сумме 9 112 449,00 руб. Ведомственной структурой расходов бюджета (Приложение №4) на 2018 год предусмотрены расходы на прочие мероприятия в области благоустройства в рамках реализации муниципальной программы «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год» по подразделу 0503 целевой статье 0630091640 коду вида расходов 244 (далее КБК 0503 0630091640 244), предусматривающие закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в сумме 100000,00 руб.
Показатели сводной бюджетной росписи на 01 января 2018 г. по КБК 0503 0630091640 244, утверждены в сумме 100 000 руб. с разбивкой по КОСГУ: прочие работы, услуги 71 000,00 руб. (226 КОСГУ), прочие расходы 16 000,00 руб. (290 КОСГУ), увеличение стоимости материальных запасов 13 000,00 руб. (340 КОСГУ).
Бюджетной сметой, утвержденной главой администрации МО «Березницкое» 29.12.2017 на 2018 год расходы по КБК 0503 0630091640 244 не предусмотрены.
В представленной копии сметы объемы финансового обеспечения в сумме 100000 руб., в том числе: на прочие работы, услуги 71 000,00 руб. (226 КОСГУ), на прочие расходы 16 000,00 руб. (290 КОСГУ), на увеличение стоимости материальных запасов 13 000,00 руб. (340 КОСГУ) распределены по КБК 0503 0630091610 244, а не по КБК 0503 0630091640 244.
Как пояснил в судебном заседании глава администрации МО «Березницкое» <ОБЕЗЛИЧИНО>. в смете присутствует описка, а именно вместо КБК 0503 0630091640 244 указан КБК 0503 0630091610 244.
В целях исполнения полномочий в области благоустройства 29 июня 2018 г. Администрацией МО «Березницкое» был заключен договор №91-18/П <ОБЕЗЛИЧИНО>» на поставку <ОБЕЗЛИЧИНО> стоимостью 12 990 руб.
В соответствии с договором №91-18/П от 29.06.2018, счетом №1066 от 29.06.2018, универсальным передаточным документом №984/ПР от 29.06.2018 и платежным поручением №404079 от 06.07.2018 произведена оплата указанного товара на сумму 12990,00 руб. с лицевого счета №03243009850, открытого в УФК по Архангельской области и НАО. Согласно заявке на кассовый расход №421 от 06.07.2018 оплата проведена по коду бюджетной классификации 804 0503 0630091640 244, коду операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств», что также подтверждается операцией за 06.07.2018 в журнале операций №2 с безналичными денежными средствами за июль.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 101.00 «Основные средства» за период 01.01.2018-31.12.2018 <ОБЕЗЛИЧИНО> принята к учету на данный счет по балансовой стоимости 12 990,00 руб. <ОБЕЗЛИЧИНО> является основным средством на основании п.38 Инструкции …, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н.
Оплата 06.07.2018 <ОБЕЗЛИЧИНО> в сумме 12 990,00 руб. из бюджетных средств по КБК 0503 0630091640 244 по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» расценено КРК как расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой МО «Березницкое».
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении администрации МО «Березницкое» протокола об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.
Между тем мировой судья полагает, что указанные выводы о нецелевом характере расходования бюджетных средств должностными лицами КРК сделаны на неполном выяснении обстоятельств по делу, а именно.
В соответствии со ст. 9 Положения о бюджетном процессе в МО «Березницкое», утвержденного решением Совета депутатов МО «Березницкое» от 23.11.2015 №153 (далее - Положение о бюджетном процессе), бюджет МО Березницкое» на очередной финансовый год составляется непосредственно Администрацией МО «Березницкое», рассматривается и утверждается решением Совета депутатов МО «Березницкое».
Согласно ст. 15 Положения выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться в текущем финансовом году после внесения изменений в решение о бюджете МО «Березницкое». В соответствии со ст.25 Положения исполнение бюджета по расходам организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете.
В соответствии со ст.25 Положения исполнение бюджета по расходам организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее - Общие требования).
Администрацией МО «Березницкое» Постановлением от 03.08.2016 №47 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет муниципального казенного учреждения (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 Общих требований и п. 3 Порядка, составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.
Таким образом, показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Как следует из представленных в судебное заседание документов, Постановлением администрации МО «Березницкое» от 14.11.2017 №65 утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год», в рамках которой предусмотрено расходование бюджетных средств на «Обкос травы на общественной территории в Едемском округе д. Вежа» в размере 20000 руб. 04 июня 2018 года в программу «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год» были внесены изменения, в том числе об увеличении расходов на «Обкос травы…» на сумму 16000 руб.
14 июня 2018 года решением Совета депутатов МО «Березницкое» №104 бюджет МО «Березницкое» на 2018 год был уточнен, в том числе по расходам, общая сумма которых на 2018 год была увеличена и стала составлять 9 255 739,86 руб. Ведомственной структурой расходов бюджета (Приложение №4) на 2018 год предусмотрено увеличение расходов на прочие мероприятия в области благоустройства в рамках реализации муниципальной программы «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год» по КБК 804 0503 0630091640 244, предусматривающие закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в сумме 116 000,00 руб.
В сводной бюджетной росписи на 30 июня 2018 г. по КБК 804 0503 0630091640 244, лимиты бюджетных обязательств распределены следующим образом: прочие работы, услуги 74 010,00 руб. (226 КОСГУ), прочие расходы 16 000,00 руб. (290 КОСГУ), увеличение стоимости основных средств 12 990,00 руб. (310 КОСГУ) и увеличение стоимости материальных запасов 13 000,00 руб. (340 КОСГУ).
Как пояснил в судебном заседании глава администрации МО «Березницкое» <ОБЕЗЛИЧИНО>. внесенные 14.06.2018 изменения касались, в том числе именно решения вопроса о расходовании бюджетных средств в сумме 12 990,00 руб. на покупку мотокосы для организации обкоса травы по программе «Благоустройство территории МО «Березницкое» на 2018 год», других целей по расходованию данной суммы не было, сумма увеличений ассигнований 16000 руб. распределена в размере 12 990 руб. на покупку основных средств по КОСГУ 310 и в размере 3 010 руб. на прочие работы услуги КОСГУ 226.
В дополнительной информации к протоколу КРК указывает, что при предусмотренных администрацией МО «Березницкое» в бюджетной росписи на июнь 2018 года по КБК 804 0503 0630091640 244 КОСГУ 310 бюджетных средств в сумме 12990,00 руб. администрацией в бюджетной смете и в соответствующих расчетах к ней не конкретизированы цели расходования указанных средств, что не позволяет определить на покупку какого основного средства предназначены данные средства, а соответственно расходование их на покупку <ОБЕЗЛИЧИНО> будет являться нецелевым.
Между тем покупка <ОБЕЗЛИЧИНО> за счет бюджетных средств по КБК 804 0503 0630091640 244 КОСГУ 310 не противоречит ни решению о бюджете, ни бюджетной росписи, при этом в материалах дела не содержится и мировому судье не представлено каких-либо доказательств иного назначения выделенных 14.06.2019 по КБК 804 0503 0630091640 244 КОСГУ 310 бюджетных ассигнований в сумме 12 990 руб.
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 09.07.2019 № 02-09-06/1/50753, показатели бюджетной сметы, не соответствующие основаниям и целям формирования лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться при формировании выводов о нецелевом использовании бюджетных средств при условии, что расходование указанных средств было осуществлено согласно обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых были сформированы лимиты бюджетных обязательств. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 05.06.2019 N 02-09-06/41155.
Таким образом, расходование 06.07.2019 администрацией МО «Березницкое» бюджетных средств в сумме 12 990 руб. в целях, не соответствующих целям, определенным бюджетной сметой не подтверждено соответствующими доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и неустранимые сомнения в виновности этого лица должны толковаться в его пользу.
Отсутствие вины предполагает отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах мировой судья приходит к выводу о том, что в действиях администрации МО «Березницкое» отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 15.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░