УИД 29MS0044-01-2018-003643-90
Дело № 2-14/2019 14 января 2019 г.
(мотивированное решение
изготовлено 21 января 2019 г.)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области Дейнекина Е.Г., при секретаре Драчковой Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Онеге Архангельской области гражданское дело по иску Акберовой <ФИО1> к Пилицыной <ФИО2>, ООО «Севинвест» о признании права собственности на жилые дома,
установил:
истец обратилась к мировому судье с указанным иском, мотивируя его тем, что в сентябре 2014 г. по договору купли-продажи она приобрела два жилых дома и постройки, расположенные в с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>, которые в 2010 г. возведены ООО «Севинвест» на основании разрешений не строительство. После завершения строительства получены технические паспорта, дома поставлены на кадастровый учет и введены в эксплуатацию на основании разрешений. В 2011 г. ООО «Севинвест» по договору купли-продажи произвело их отчуждение в пользу Пилицыной И.И., которая в 2014 г. произвела их отчуждение в её (истца) пользу. Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецком автономном округе отказало в государственной регистрации права собственности жилых домов по причине отсутствия записи о государственной регистрации права собственности ООО «Севинвест» и Пилицыной И.И., а также в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации прав на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства или на земельный участок, расположенный в границах населенного пункта и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, в пределах которого созданы дома. Однако у неё имеется право на приобретение домов, поскольку они построены с соблюдением норм и правил и на основании разрешений на строительство. Просит признать право собственности на жилые дома в силу ст. 218 ГК РФ как на новые вещи, созданные с соблюдением требований закона.
Определением мирового судьи от 01.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО «Покровское», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.64).
Истец, ответчик Пилицына И.И., представители третьих лиц в судебном заседании участия не принимали, о заседании извещены (л.д.168-171), ходатайств не заявлено, возражений не представлено.
ООО «Севинвест» заказное письмо, направленное по адресу, указанному в иске, не получило (л.д.174).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Севинвест» 13.06.2017 прекратило деятельность в связи с ликвидацией (л.д.70).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия истца, ответчиков и представителей третьих лиц.
Мировой судья, изучив материалы дела, пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении иска.
02 марта 2009 г. между Некоммерческой организацией «Фонд социального развития при главе администрации Архангельской области» и ООО «Севинвест» заключен договор субаренды лесного участка № 3, согласно которому Некоммерческая организация «Фонд социального развития при главе администрации Архангельской области» передало ООО «Севинвест» в субаренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, в квартале № 31 (выдел 18), 35 (выдел 7,8) в Онежском лесничестве, Онежском сельском участковом лесничестве (бывшие леса колхоза имени В.И. Ленина), площадью 5,8 га, для использования леса с целью осуществления рекреационной деятельности (л.д.41-44).
Данный лесной участок находился в пользовании Некоммерческой организации «Фонд социального развития при главе администрации Архангельской области» на основании договора аренды лесного участка № 183 от 03 марта 2008 г., заключенного с департаментом лесного комплекса Архангельской области, по которому на основании дополнительного соглашения № 2 от 23 октября 2009 г. арендатором лесного участка стало ООО «Севинвест» (л.д.45,46).
10 февраля 2010 г. главой МО «Покровское» выданы разрешения № RU 29832000-06 и № RU 29832000-07 на строительство жилых домов по адресам: с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, д. <АДРЕС>, и с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, д. <АДРЕС> (л.д.12,15).
16 апреля 2010 г. составлены технические паспорта на жилые дома по указанным адресам (л.д.16-40). 30 апреля 2010 г.главой МО «Покровское» выданы разрешения № RU 29832000-06 и № № RU 29832000-07 на ввод в эксплуатацию данных жилых домов (л.д.10,11,13,14).
07 апреля 2011 г. ООО «Севинвест» передало по договору купли-продажи жилые дома и пристройки к ним в пользование Пилицыной И.И. (л.д.6,7).
16 сентября 2014 г. ПилицынаИ.И. передала жилые дома по договору купли-продажи в пользование Акберовой К.Р. (л.д.8,9).
Правовым основанием признания права собственности на жилые дома Акберова Р.К. указывает норму закона, предусмотренную п. 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 22 марта 2018 г. отказано Акберовой К.Р. в государственной регистрации права собственности на жилые дома, так как в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют записи о регистрации прав на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства или на земельный участок, расположенный в границах населенного пункта и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебный земельный участок), в пределах которого созданы жилые дома, а также отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности ООО «Севинвест» и Пилицыной И.И. (отчуждателей по договорам по купли-продажи) (л.д.47-50).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ в редакции, действующей до вступления в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 <НОМЕР> 258-ФЗ, то есть на момент возведения ООО «Севинвест» жилых домов, самовольной постройкой признавались жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 <НОМЕР> 258-ФЗ, действующего с 01 сентября 2015 г., самовольной постройкой признаются также здание, сооружение или другое строение, возведенные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данных объектов.
Кроме того, этой же нормой закона в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ, действующего с 04 августа 2018 г., предусмотрено, что для признания постройки самовольной необходимо, чтобы разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Пунктом 1.3 договора субаренды определено, что лесной участок передается ООО «Севинвест» для использования леса с целью осуществления рекреационной деятельности (л.д.41).
Из приложений №№ 2 и 3 к договору субаренды следует, что лесной участок относится к защитным лесам, расположен в водоохранной зоне (л.д.44).
Виды деятельности, для осуществления которых могут быть использованы леса, определены в ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, среди которых предусмотрена рекреационная деятельность.
Частью 1 ст. 21 ЛК РФ определено, для каких целей допускаются на землях лесного фонда строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Строительство жилых домов на землях лесного фонда, где и расположен переданный в пользование ООО «Севинвест» лесной участок, не предусмотрено.
В силу ч. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ, леса, расположенные в водоохранных зонах, относится к защитным лесам, что и закреплено в договоре субаренды.
В силу ч. 5 ст. 102 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
А в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (п. 5 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ).
Лесной участок предоставлен ООО «Севинвест» для осуществления рекреационной деятельности, то есть в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ч. 1 ст. 41 ЛК РФ).
При осуществлении такой деятельности допускаются возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (ч. 2 ст. 41 ЛК РФ).
Данному требованию закона соответствует условие пункта 3.3.3 договора субаренды, которым предусмотрено право арендатора на осуществление строительства временных построек и осуществление благоустройства лесного участка (строительство беседок, пунктов хранения инвентаря, размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.) (л.д.41, оборот).
То, что при осуществлении рекреационной деятельности допускается размещение на лесном участке только временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, отражено также в пунктах 7, 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24.04.2007 № 108, действовавших до 21.04.2012, и пункте 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 (далее - Правила использования лесов для рекреационной деятельности), действующих с 22.04.2012.Таким образом, использование лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, в водоохранной зоне и относящегося к защитным лесам, для строительства жилых домов не предусмотрено ни положениями Лесного кодекса РФ, ни Правилами использования лесов для рекреационной деятельности, ни условиями договора субаренды.
Осуществление рекреационной деятельности предполагает использование всего лесного участка неопределенным кругом лиц в целях их отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Признание права собственности за Акберовой К.Р. на два жилых дома, расположенных на лесном участке, предоставленных для указанных целей, означает индивидуальное использование ею лесного участка, занятого данными домами, что нарушит требования законодательства об использовании лесного участка для рекреационной деятельности.
Разрешенное использование лесного участка ООО «Севинвест» при строительстве жилых домов, расположенных в с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. <АДРЕС> и д. <АДРЕС>, не соблюдено, поэтому в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилые дома являются самовольными постройками.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Поскольку возведение жилых домов ООО «Севинвест» произвело с нарушением требований законодательства о целях использования лесного участка, оно не приобрело на них право собственности в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ и не имело права продавать их Пилицыной И.И., у которой по этому же основанию также не возникло право собственности на спорные жилые дома. Поэтому не имеется оснований для признания права собственности на жилые дома и за Акберовой К.Р.
Иск предъявлен необоснованно, поэтому удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина с ответчика Пилицыной И.И. в пользу истца Акберовой К.Р. не может быть взыскана, так как решение принято не в пользу истца (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Акберовой <ФИО1> к Пилицыной <ФИО2>, ООО «Севинвест» о признании права собственности на жилой дом, расположенный в с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, инвентарный номер <НОМЕР>, кадастровый номер <НОМЕР> 01:134:11:246:002:000294660, и на жилой дом, расположенный в с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, инвентарный номер <НОМЕР>, кадастровый номер <НОМЕР> 01:134:11:246:002:000294670.
Решение может быть обжаловано в Онежском городском суде <АДРЕС> области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через мирового судью.
Мировой судья подпись Е.Г. Дейнекина
Согласовано:
31 января 2019 г.
Мировой судья ____ Е.Г. Дейнекина