№ 2-1396/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мировой судья Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми Лубенец Н.В.,
при секретаре судебного заседания Черных Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воркуте Республики Коми 11 апреля 2019 года дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» к Шалагиной Светлане Васильевне о взыскании незаконно полученных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Истец обратился с иском, указав, что ответчику назначена субсидия по оплате жилья и коммунальных услуг. В период получения субсидии составпроживающих в жилом помещении изменился. Об изменении условий назначения и получения субсидий ответчик своевременно истцу не сообщил, необоснованно получив субсидию с февраля 2014 года по октябрь 2015 года. Претензию о возврате излишне полученного ответчик в добровольном порядке не исполнила. В иске ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» просит взыскать с Шалагиной С.В. незаконно полученную меру социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в сумме 17420,18 руб.
Истец - ГБУ РК «УСЗН» представителя в судебное заседание не направил, в иске просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ответчик - Шалагина С.В. в судебном заседании не участвовала. Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, гражданин обязан зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.
Ответчик, согласно сведениям УФМС Республики Коми, значится зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>.
В судебное заседание Шалагина С.В. не явилась, направленные в ее адрес извещения возвратились сток с отметкой об истечении срока хранения заказного письма. Ответчик на почту за повестками не явилась, извещения о поступлении заказных писем проигнорировала.
Возвращение в суд не полученного адресатом после ее извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением отправлений.
Исходя из содержания нормы ст. 14 Международного пакта от 16.12.1996 «О гражданских и политических правах», лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.
Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица в судебное заседание является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Поскольку судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела, с учетом, положений ст.14 Международного пакта от 16.12.1996 «О гражданских и политических правах», суд находит извещение доставленным по последнему известному месту жительства, согласно ст.118 ГПК РФ.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие сторон, согласно правилу ст.167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.159 ЖК РФ и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), собственники и наниматели жилых помещений имеют право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В п. 8 Правил № 761 приведен список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении субсидии, с указанием всех членов семьи и степени родства.
Названными правилами установлено, что если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (подпункт «б» пункта 8)
Соответственно как место жительство, основания для проживания в данном жилом помещении, размер вносимых за пользование квартирой и коммунальными услугами платы, так и количество проживающих в жилом помещении лиц, а равно степень их родства с заявителем, являются обязательными условиями для назначения и выплаты предусмотренной жилищным законодательством субсидии и непосредственно влияют на величину исчисляемой выплаты гражданам.
Решением ГБУ РК «УСЗН» ответчику назначена к выплате субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: г<АДРЕС><АДРЕС>, исходя из численности зарегистрированных в нем лиц.
Порядок и условия предоставления населению Республики Коми мер социальной поддержки определены Правилами и формами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115. В силу п.14 Правил и форм № 115 гражданин, получающий меры социальной поддержки пооплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер…, влекущих изменение размера или прекращения выплаты компенсации, обязан в течение месяца, со дня наступления таких обстоятельств, уведомить об этом центр по месту жительства.
К таковым относятся, в частности и изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Как указывает истец в иске, в период начисления и выплаты Шалагиной С.В. субсидий на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, в квартире зарегистрировались Волотовская Е.В. и Сулиценко М.С., что усматривается из приложенных к иску документов и представленной по запросу поквартирной карточки жилого помещения.
То есть количество лиц, зарегистрированных в квартире занимаемой ответчиком, не равнозначно количеству лиц на площади жилого помещения, по которому ей была предоставлена мера социальной поддержки. Соответственно изменились и начисления к оплате коммунальных услуг, потребляемых Шалагиной С.В. и вновь зарегистрированными лицами.
Данное обстоятельство является основанием к перерасчету размера мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой льготной категории граждан исходя из суммы произведенного начисления платы за потребленные коммунальные услуги, с учетом проживающих в нем лиц, по отношению к социальной норме по Республике Коми.
Из имеющейся в материалах дела расписки следует, что ответчик предупреждена о необходимости сообщать в Учреждение сведения об обстоятельствах, влекущих за собой уменьшение размера субсидий либо прекращение права на их получение.
В течение 10 дней, отведенных Правилами и формами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, для сообщения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты субсидии либо изменение ее размера, ответчик не предоставила достоверных сведений о составе семьи и степени родства новых жильцов, факте их регистрации в занимаемом жилом помещении.
По причине несвоевременного сообщения о количестве зарегистрированных жилом помещении, по адресу: г. <АДРЕС><АДРЕС>, лиц, с февраля 2014 года по октябрь 2015 года, субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг начислена в большем размере.
Следовательно, денежные средства от истца получены ответчиком незаконно. Без установленных законом, иными правовыми актами на то оснований, Шалагина С.В. приобрела имущество в виде сумм, излишне выплаченных ГБУ РК «УСЗН» мер социальной поддержки, в размере 17420,18 руб., что усматривается из приложенной справки взаиморасчетов с контрагентом, с указанием на перечисление субсидии в ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с п.19 Правил и форм № 115, суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданину, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются с его согласия по решению центра из суммы причитающейся ему при каждой последующей выплате компенсации. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне выплаченных сумм их возврат осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Ответчик поставлена в известность ГБУ РК «УСЗН» о размере незаконно полученной субсидии. Ей направлена претензия с требованием о возврате излишне полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На день обращения с искомответчик требования истца в добровольном порядке не исполнила, 17420,18 руб. в бюджет им не возвращены.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 (ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
Исходя из п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что начисление мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2014 года по октябрь 2015 года, произведено ГБУ РК «УСЗН» вследствие недобросовестности Шалагиной С.В., не сообщившей своевременно о наступлении влекущих изменение размера начислений обстоятельств.
В таком положении, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика незаконно полученных им в качестве субсидий денежных средств в сумме 17420,18 руб. по причине недобросовестности действий. Требования иска основаны на законе, подтверждены документально и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины, суд учитывает положение п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, которым государственные органы, выступающие по делам, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты пошлины.
ГБУ РК «УСЗН», согласно Приказу Минтруда и соцзащиты от 22.10.2010 № 354, осуществляет права и обязанности по исполнению переданных министерством полномочий, относится, к числу государственных органов и, соответственно, от уплаты государственной пошлины освобождено.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.2 ст.333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, суд находит уменьшить размер государственной пошлины до 400 руб.
В соответствии с положениями ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Шалагиной Светланы Васильевны в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» незаконно полученные меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в сумме 17420 (семнадцать тысяч четыреста двадцать) рублей 18 копеек.
Взыскать с Шалагиной Светланы Васильевны государственную пошлину в сумме 400 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение может быть обжаловано в Воркутинский городской суд Республики Коми через Горный судебный участок города Воркуты Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
мировой судья Лубенец Н.В.