Решение по делу № 5-1483/2021 от 02.06.2021

дело № 5-1483/2021

              41MS0021-01-2021-001372-13

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июня 2021 года                                                                  г. Елизово, Камчатского края

                                                                                     ул. 40 лет Октября, 7 «а», кабинет № 126

Мировой судья судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края Коваленко Марина Александровна, исполняя обязанности мирового судьи судебного участка № 21 Елизовского судебного района Камчатского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении должностного лица - главного бухгалтера муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корякская средняя школа» Самохваловой Валерии Валерьевны, <ОБЕЗЛИЧЕНО>

у с т а н о в и л:

01.06.2021 Управлением финансово-бюджетной политики администрации Елизовского муниципального района (далее по тексту - УФБП АЕМР) в ходе проведения выездной плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корякская средняя школа» (далее по тексту МБОУ Корякская СШ, Учреждение), расположенного по адресу: с. Коряки Елизовского района Камчатского края, переулок Связи д. 2, выявлено, что главный бухгалтер учреждения Самохвалова В.В. грубо нарушила требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету, что привело к искажению информации об активах учреждения  и о финансовом результате деятельности Учреждения на 100 %.

Самохвалова о времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, участия в нем не принимала, в представленном в адрес суда ходатайстве дело просила рассмотреть в ее отсутствие, вину признала, просила, с учетом нахождения на иждивении малолетнего ребенка назначить минимально возможное наказание. На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Самохваловой. 

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Исходя из примечания к данной норме под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в частности искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов. При этом согласно примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотренная указанной статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Согласно статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно п. 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция от 01.12.2010 № 157н), п. 124 Инструкции применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция от 06.12.2010 № 162н), учет сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, включая приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, осуществляется на счете 401.50 "Расходы будущих периодов". Приказом МБОУ Корякская СШ № 205 от 31.12.2019 утверждена Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета (далее по тексту Учетная политика). В силу п. 2.2.2, 7.2 Учетной политики нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученноев пользование» по стоимости, указанной в договоре. При этом платежи за предоставленное право использование результатов интеллектуальной деятельности относятся на финансовый результат в составе расходов будущих периодов. На счете 401 50 в составе расходов будущих периодов отражаются расходы, в том числе по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (л.д. 49-82).

В ходе проведения УФБП АЕМР выездной плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности МБОУ Корякская СШ за 2020 года на основании приказа начальника Управления № 117 о/д от 07.04.2021 (л.д. 11-12) 31.05.2021 установлено, что главнымбухгалтером                           Самохваловой В.В. расходы, на    приобретение простых неисключительных прав (простые неисключительные лицензии) которые относятся к будущим отчетным периодам, единовременно признаны в расходах текущего периода. Допущенные ошибки привели к искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности Учреждения. Так, в проверяемом периоде Учреждением в рамках сублицензионного договора с АО ПФ «СКБ Контур» № z020750090/20 от 21.01.2020 приобретены неисключительные пользовательские права (простая неисключительная лицензия) на использование программ для ЭВМ «Контур.Экстерн» в многопользовательском режиме на сумму 3000 руб. Акт сдачи - приемки от 05.03.2020 (срок действия лицензии 1 год). В рамках сублицензионного договора с АО ПФ «СКБ Контур» № z020750292/20 от 10.04.2020 приобретены неисключительные пользовательские права (простая неисключительная лицензия) на использование программы для ЭВМ СКЗИ «КриптоПро» на сумму 15895 руб. Акт сдачи - приемки от 16.04.2020 (срок действия лицензии 2 года). Указанные расходы в общей сумме 18 895,00 рублей отражены на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», данными журнала операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за март, апрель 2020 года и в полном объеме отражены в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода. По состоянию на 01.01.2021 года дебетовый остаток по счету 401 50 "Расходы будущих периодов" в Учреждении составил0,00 рублей, что подтверждается оборотно - сальдовой ведомостью по счету 401 50 за 2020 год, тогда как должен составить 11 346,67 руб. (3000,00/12x3)+(15 895,00/24x16). Фактически, по данным строки 400 "Расходы будущих периодов" графы 7 "Итого" Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (код формы 0503721); строки 160 "Расходы будущих периодов (040150000)" графы 10 «На конец отчетного периода" баланса государственного (муниципального) учреждения (код формы 0503730) расходы будущих периодов не отражены.

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-5), докладной запиской должностного лица УФБП АЕМР от 31.05.2021 (л.д. 15), вышеуказанными сублицензированными договорами (л.д. 83-102), журналами операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, отчетом о финансовых  результатах длительности учреждения (л.д. 103-140).  При  этом, согласно протоколу об административном правонарушении, сумма нарушения  в 11346,67 руб. составляет 100% от показателей по строкам, указанным в отчетности в сумме 0,00, то есть допущено искажение показателя  бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах (код формы 0503730), и о финансовом  результате деятельности Учреждения (код формы 0503721).

В соответствии с пунктом 1.4. разделом 1 Учетной политики Учреждения ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета,  своевременное формирование и представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности несет главный бухгалтер.

С 01.08.2018 главным бухгалтером МБОУ Корякская СШ является Самохвалова В.В. (л.д. 16-17).

Согласно должностной инструкции главного бухгалтера МБОУ Корякская СШ он должен знать, бюджетное законодательство, законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета имущества и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности учреждения, формы и методы бухгалтерского учета, формы и порядок документального оформления финансовых расчетов связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств в учреждении (л.д. 18-23).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Самохвалова В.В. совершила правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ - грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является признание Самохваловой вины в содеянном, наличие у нее на иждивении малолетнего ребенка.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица, судом не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Таким образом, датой совершения административного правонарушения является день его выявления 31.05.2021, Место совершения административного правонарушения с. Коряки Елизовского района Камчатского края, переулок Связид. 2 - место исполнения Самохваловой В.В. своих должностных обязанностей по месту нахождения МБОУ Корякская СШ.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение должностного лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о возможности назначения наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья

п о с т  а н о в и л:

должностное лицо - главного бухгалтера муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корякская средняя школа» Самохвалову Валерию Валерьевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Информация о получателе административного штрафа:

Управление Федерального Казначейства по Камчатскому краю (Управление финансово-бюджетной политики администрации Елизовского муниципального района - муниципальное учреждение л/с 04383249970), Банк получателя: в отделении Петропавловск-Камчатский Банка России ЕКС 40102810945370000031 КС 03100643000000013800 БИК ТОФК 013002402 ОГРН 1124177001574 ОКОПФ 75404 ОКПО 09453855 ОКТМО 30607000 КБК 90511601154010000140

         Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток со срока указанного, в части 1 ст. 32.2. КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

На основании ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно ст. 31.5. КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Квитанцию об оплате штрафа, в срок, предусмотренный для его оплаты, предоставить мировому судье, вынесшему постановление. 

Копию настоящего постановления направить Самохваловой В.В. и в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для сведения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                         М.А. Коваленко