Дело № 5-138-447/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 декабря 2019 г. г. Волгоград Мировой судья судебного участка №138 Волгоградской области Пищулина И.А., (400067 г. Волгоград ул. Одоевского 72А),
рассмотрев административный материал, поступивший в судебный участок 05.12.2019года в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой-в», <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Спецремстрой-в» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах, согласно распоряжению Управления «Жилищная инспекция Волгограда» от 23.10.2019 г. 4342-р, проводилась внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданных предписаний. В установленный распоряжением срок 24.10.2018 г. в 12 час. 35мин. на проверку по адресу <АДРЕС> представитель ООО «Спецремстрой-в» не явился, а также не представлены запрашиваемые документы, что повлекло невозможность проведения проверки в отношении ООО «Спецремстрой-в».
Представитель ООО «Спецремстрой-в» Кузьмин С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с правами, предусмотренными ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ознакомлен, отводов суду не заявил. Суду пояснил, что административный орган не известил ООО «Спецремстрой-в» о дате и времени проведения проверки. В связи с чем, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Мировой судья, выслушав представителя ООО «Спецремстрой-в», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 ст.19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Согласно ч.1 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Спецремстрой-в» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 18.11.2019года.
Судом установлено, что Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» издано распоряжение от 23.10.2019 г. № 4342-р о проведении внеплановой выездной проверки исполнения ООО «Спецремстрой-в» ранее выданных предписаний №2434-р-2-р от 11.06.2019. №2434-р-3 от 11.06.2019 и необходимости предоставления документов. Срок проведения проверки с 24.10.2019г. по 01.11.2019г.
Материалы дела содержат уведомление №4342-р от 24.10.2019г. на имя руководителя вышеуказанного Общества о проведении проверки и обеспечении явки законного представителя в 12 час. 35 мин. 24.10.2019г. по адресу <АДРЕС>, предоставлении документов, подтверждающих выполнение требований предписаний .
Законный представитель ООО «Спецремстрой-в» с надлежащим образом оформленной доверенностью на проверку в назначенное время не явился, документы, затребованные в уведомлении не предоставлены, что подтверждается актом о невозможности проведения проверки № 4342-р от 01.11.2019 г.
П. 16 ст. 10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020), о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как усматривается из материалов дела, уведомление №4342-р от 24.10.2019г. на имя руководителя вышеуказанного Общества о проведении проверки содержит также уведомление на составление протокола об административном правонарушении на 01.11.2019г. в 16 час. 45 мин.
Также лицом, составившем протокол об административном правонарушении, представлен отчет о направлении письма на электронный адрес Общества 23.10.2019г. в 16:52 с отметкой об успешном доставлении.
Сведений о направлении административным органом в адрес ООО «Спецремстрой-в» уведомления №4342-р от 24.10.2019г. о проведении проверки, извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Согласно приобщенной Кузьминым С.В. к делу копии приказа ООО «Спецремстрой-в» №12 от 20.06.2019г. «О режиме работы организации», с 01.08.2019г. Общество работает с 08.00 часов по 17.00 часов.
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно ООО «Спецремстрой-в» не было заблаговременно извещено о месте и времени проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении.
Субъективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, является умысел.
Доказательств того, что Общество, будучи извещенным надлежащим образом о проведении проверки, умышленно воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), по проведению проверок или уклонилось от таких проверок, суду не представлено.
Протокол в отношении ООО «Спецремстрой-в» в совершении административного правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в указанное в уведомлении время составлен в отсутствие его законного представителя.
Вместе с тем, целью извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса. В этой связи административный орган обязан принять меры по заблаговременному извещению законного представителя с учетом назначаемых даты, времени и места составления протокола, а также местонахождения юридического лица и его законного представителя.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица привлекаемого к ответственности только в том случае, если данное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, однако не изъявило желания присутствовать при его составлении.
Таким образом, административный орган не предпринял достаточных мер для надлежащего заблаговременного извещения ООО «Спецремстрой-в» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, чч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частью 1 ст. 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения такому лицу возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Несоблюдение установленных статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях требований является существенным, поскольку влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, протокол об административном правонарушении №4342-Р от 01.11.2019 г. в отношении ООО «Спецремстрой-в» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как доказательство в силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является недопустимым и не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении административного правонарушения, поскольку его составление при отсутствии данных об надлежащем извещении юридического лица о дате, времени и месте его составления, не создало необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что является существенным нарушением закона, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Бремя доказывания возложено законом на орган, привлекающий к административной ответственности, наряду с правовыми и фактическими основаниями административной ответственности, необходимо соблюдение процессуальных элементов по рассмотрению дела об административном деликте, в частности доказанности обстоятельств, в противном случае любые неясности, неполнота, нечеткость трактуются в пользу привлекаемого.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что дело в отношении ООО «Спецремстрой-в» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецремстрой-в» по ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления в Кировский районный суд г. Волгограда.
Мировой судья