Решение по делу № 2а-155/2017 (2а-3048/2016;) ~ М-2897/2016 от 12.12.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2017 года     <адрес>

Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,

с участием административного истца Фролова В.В.,

представителя административного ответчика Федерального казенного

учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской

области» Громовой А.М., по доверенности,

при секретаре Ливчиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-155/2017 по административному исковому заявлению Фролова ВВ об оспаривании решения Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», Бюро медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Фролов В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> устранить нарушение его права, как инвалида 2 группы, на составление полной и индивидуальной для него программы реабилитации и включить в ИПРА ( индивидуальная программа реабилитации, абилитации) санаторно-курортное лечение со следующими требованиями к его проведению: южное направление (Анапа, Геленджик, Пятигорск), профиль санатория: по зрению, кратность: 1 раз в год, сезон рекомендованного лечения: весна, осень, срок санаторно-курортного лечения: 18 дней.

В обоснование заявленных требований Фролов В.В. указал, что он является инвали<адрес> группы по зрению бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная программа не содержит в себе указание на медико-курортное лечение, зубное протезирование и выдачу тонометра.

Фролов В.В. полагает, что указанная программа лишает его, как инвалида, гарантированных Конституцией РФ и действующим законодательством РФ, прав на реабилитацию.

Административный истец обращался к ответчикам во внесудебном порядке с заявлениями о включении в индивидуальную программу реабилитации следующих мероприятий: медико-курортное лечение, зубное протезирование и выдача тонометра.

Однако заявления Фролова В.В. оставлены без удовлетворения.

В судебном заседании административный истец Фролов В.В. заявленные административные требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Громова А.М., действующая на основании доверенности, (Бюро № 8 самостоятельным юридическим лицом не является), относительно удовлетворения заявленных требований возражала, сославшись на представленный суду письменные возражения (л.д. 22-23 т. 1)

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иски необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Судом при рассмотрении административного дела установлено, что Фролов В.В. является инвалидом , установленной бессрочно, что подтверждается справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 6 т. 1). Причина инвалидности – общее заболевание, диагноз - «Высокая осложненная миопия. Дважды оперированная отслойка сетчатки, афакия справа».

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (л.д. 64-65 т. 1).

В соответствии с п. 1 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро) (п. 3 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 528н).

В соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» санаторно-курортное лечение предоставляется в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг каждому гражданину, признанному инвалидом любой группы инвалидности или ребенком-инвалидом.

Указанное не предусматривает необходимость установления заключения в бюро медико-социальной экспертизы о нуждаемости (не нуждаемости) в санаторно-курортном лечении.

Возможность предоставления санаторно-курортного лечения определяется в медицинских учреждениях в поликлиниках по месту жительства гражданина, что не требует включения его в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам назначается ежемесячная денежная выплата, с даты назначения которой инвалидам предоставляется набор социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение.

Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение выдается медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Таким образом, Фролов В.В. не лишен права на санаторно-курортное лечение, для его реализации которого ему необходимо обратиться в медицинскую организацию (поликлинику) по месту жительства.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-11603 инвалидам всех категорий могут быть изготовлены зубные протезы бесплатно, в случае если необходимость обеспечения такими протезами будет установлена инвалиду в рамках индивидуальной программы реабилитации с целью полного или частичного восстановления функции организма, утрата которой является причиной инвалидности.

В соответствии с приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья с умеренной и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

Основанием для обеспечения зубными протезами (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) согласно приказу Минтруда России от 09,12.2014 N 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» являются врожденная адентия-(полная или частичная); постоперационные дефекты зубных рядов с резекцией челюсти; атрофия альвеолярного отростка, приводящие к умеренной и более выраженной степени выраженности стойких нарушений пищеварительных функций организма человека.

Согласно анализу дела медико-социальной экспертизы Фролова В.В. отсутствие зубов не привело к умеренной и более выраженной степени выраженности стойких нарушений пищеварительных функций организма, не ограничило основные категории жизнедеятельности человека и не явилось основанием для установления инвалидности. В связи с отсутствием критериев инвалидности вследствие нарушения функций пищеварительной системы, в индивидуальной программе реабилитации не установлена нуждаемость в протезировании как мероприятие медицинской реабилитации или абилитации инвалида. Фролову В.В. была определена инвалидность по зрению, что исключает возможность включения в индивидуальную программу реабилитации нуждаемость в зубном протезировании.

Основанием для обеспечения медицинским тонометром с речевым выходом согласно приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» являются заболевания, последствия травм органа зрения, приведшие к практической слепоте или слабовидению (острота зрения единственного или лучше видящего - глаза до 0,04 с коррекцией) в сочетании с артериальной гипертензией, приводящей к умеренной и более выраженной степени выраженности стойких нарушений функций сердечно-сосудистой системы организма человека. Из дела медико-социальной экспертизы следует, что наличие артериальной гипертензии не привело к умеренной и более выраженной степени выраженности стойких нарушений функций сердечно-сосудистой системы организма, не ограничило основные категории жизнедеятельности человека и не явилось основанием для установления инвалидности. Учитывая отсутствие критериев инвалидности вследствие нарушения функций сердечно-сосудистой системы, в индивидуальной программе реабилитации не установлены показания для обеспечения медицинским тонометров с речевым выходом как техническим средством реабилитации, предоставляемым инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Имеющееся у истца заболевание, указанное в направлении на медико-социальную экспертизу лечебно-профилактическими учреждениями, с учетом имеющихся медицинских и медико-экспертных документов и данных осмотра специалистов Главного бюро МСЭ не входит в Перечень медицинских показаний, утвержденный Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н для обеспечения инвалидов зубными протезами и тонометром с речевым выходом.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что индивидуальная программа реабилитации инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ разработана в соответствии с действующим законодательством РФ и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Ссылка административного истца на статью 40 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» не является безусловным основанием для удовлетворения его требований. Указанная норма закона содержит общие положения о возможности включения разных мероприятий в индивидуальную программу реабилитации инвалида, тогда как такая программа разрабатывается в отношении каждого лица, имеющего инвалидность, индивидуально, с учетом особенностей его состояния здоровья.

В судебное заседание представителем ответчиком также представлена выписка из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого в связи с жалобой Фролова В.В. По результатам проверки жалобы нарушений закона Главного бюро Медико-социальной экспертизы по <адрес> не выявлено.

На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Фролова ВВ об оспаривании решения Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», Бюро медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>, устранении нарушений права на составление полной программы реабилитации инвалида отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья: Кривицкая О.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-155/2017 (2а-3048/2016;) ~ М-2897/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролов В.В.
Ответчики
ФКУ ГБМС по Самарской области
ГБМСЭ № 8 по самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О.Г.
12.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2017[Адм.] Судебное заседание
16.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017[Адм.] Дело оформлено
20.02.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее