Дело № 5-136-154/2016
Протокол № 14/757-03-16 от 29 марта 2016 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Мотивированное постановление вынесено 04 мая 2016 года
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 136 Волгоградской области Шершень О.П.
Рассмотрев, поступивший на судебный участок 05 апреля 2016 года, административный материал по ст.19.5. ч.1 КоАП РФ в отношении:
Муниципального унитарного предприятия «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации», месторасположение юридического лица: 400075, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской Дивизии, 1, ИНН 3444015290, ОГРН 1023402978543, сведений о привлечении ранее к административной ответственности не имеется,
Установил:
В отношении МУП «Центральное межрайонное БТИ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5. ч.1 КоАП РФ, о чем государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Власовым Ю.П. составлен протокол, из содержания которого следует, что в период с 29 февраля 2016 года по 29 марта 2016 года при проведении внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Центральное межрайонное БТИ», расположенного по адресу: 400075, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской Дивизии, 1, установлено неисполнение в срок до 26 февраля 2016 года предписания № 11/107-11-15 от 26 ноября 2015 года, выданного Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области, а именно: не получены установленные федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты их размещения в соответствии с п. 1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п. 1,2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», п. 5 приказа Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимита на их размещение».
При рассмотрении дела представитель МУП «Центральное межрайонное БТИ» Желтянова Н.С. просила прекратить производство по делу за недоказанностью в действиях МУП «Центральное межрайонное БТИ» состава правонарушения, поскольку директор предприятия обращался в интересах юридического лица с ходатайством о продлении срока исполнения предписания и принял все зависящие меры для его исполнения.
Выслушав явившихся лиц и изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Статьей 19.5. ч.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Как следует из протокола об административном правонарушении МУП «Центральное межрайонное БТИ» вменяется то, что юридическое лицо не исполнило в срок до 26 февраля 2016 года предписания № 11/107-11-15 от 26 ноября 2015 года, выданного Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области, а именно: не получены установленные федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты их размещения в соответствии с п. 1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п. 1,2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», п. 5 приказа Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимита на их размещение» (л.д.4-5).
В качестве доказательств наличия в действиях МУП «Центральное межрайонное БТИ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ должностное лицо Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области представило: письма МУП «Центральное межрайонное БТИ» от 21 марта 2016 года и 18 марта 2016 года (л.д. 6,7), приказ о проведении внеплановой документарной проверки № 1936 от 14 декабря 2015 года (л.д. 9-10), акт проверки № 14/175-03-16 от 29 март 2016 года (л.д.11), предписание № 11/107-11-15 от 26 ноября 2015 года (л.д.8).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1,2 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Исходя из положений п.п. 5 и 6 ст. 18 указанного Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской.
Из анализа данных норм следует, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и утверждается органом Росприроднадзора субъекта.
Статья 2.1. ч.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части второй указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу вышеизложенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, возложена на орган (должностное лицо), возбудивший дело об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности юридического лица КоАП РФ не исключает из состава правонарушения наличие субъективной стороны. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положения части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 Кодекса, и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Из приобщенных к материалам дела документов усматривается, что 06 октября 2015 года и 18 марта 2016 года директор МУП «Центральное межрайонное БТИ» Пушнина Т.И. обращалась к руководителю Росприроднадзора по Волгоградской области с просьбой отнесения отходов к конкретному классу опасности и, в связи с отсутствием результата проверки обоснованности установления класса опасности отходов для окружающей среды, выполнить требования предписания юридическим лицом не представилось возможным (л.д.________).
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5. ч.1 КоАП РФ, поскольку при рассмотрении дела нашло свое подтверждение, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению и исполнению предписания органа государственного контроля.
Руководствуясь ст.29.6. - 29.11. КоАП РФ, мировой судья
Постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5. ч.1 КоАП РФ в отношении МУП «Центральное межрайонное БТИ» за отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, а также в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Шершень О.П.