Решение по делу № 5-699/2018 от 18.10.2018

Дело № 5-106-699/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г.Волгоград 18 октября 2018 года И.о. мирового судьи судебного участка №106 Волгоградской области, мировой судья судебного участка №107 Волгоградской области (г.Волгоград, пр-т Университетский, 64) Чапаева С.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении: ООО «Сингам», ОГРН<НОМЕР>, ОКПО <НОМЕР>, ОКАТО 18401000000, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, р/с 40702810400000004337 в ОАО «АКБ «КОР» <АДРЕС>, БИК <НОМЕР>, к/с 30101810100000000799, юридический адрес: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 

УСТАНОВИЛ:

16 августа 2018 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в отношении ООО «Сингам» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Ему вменяется, что оно не выполнило в установленные сроки до 30 июля 2018 года законное предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области №8/139-17-Э/2 от 21 ноября 2017 года. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представители ООО «Сингам» Сергеева Н.В., Щуринова Д.А, действующие на основании доверенностей, директор Мальцев В.М., в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, мировому судье пояснили, что в связи с получением ООО «Сингам» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от 24.12.2015 года, ООО «Сингам» в 2016 году провело уточнение «Инвентаризации объекта размещения отходов» и подготовило «Характеристику объекта размещения отходов» в соответствии с требованиями приказа Минприроды от 25.02.2015 года № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов». ООО «Сингам» осуществляет производственную деятельность на земельном участке, расположенном по адресу: г. Волгоград, в 1,5 км западнее р.п. Горьковский на основании договора аренды земельного участка № 23 и дополнительного соглашения № 1 от 03.12.2013 года. В соответствии с положениями п. «б» ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу системного толкования ст.ст.18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов. Согласно ч.7 ст. 12 Закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. ООО «Сингам» использует объект «Полигон хозбытовых отходов (ТБО) ООО «Сингам» (далее - полигон ТБО). В целях оформления правоотношений по включению полигона ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов, 21.06.2016 года ООО «Сингам» обратилось в Управление ФС по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области с письмом № 259, в котором указано о включении объекта размещения отходов ООО «Сингам» в государственный реестр объектов отходов (ГРОРО), представив характеристику объекта размещения, отходов (ОРО). Ответом от 30.06.2016 года № 3945 Управление Росприроднадзора по Волгоградской области отказало ООО «Сингам» на включение полигона ТБО в ГРОГО. 18.11.2016 года ООО «Сингам» вновь обратилось в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области с письмом № 516, в котором указало работы по устранению недостатков для включения полигона ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов. Рассмотрев заявление ООО «Сингам» и приложенные к нему документы, 29.11.2016 года Управление Росприроднадзора по Волгоградской области в письме за № 6892 проинформировал заявителя о несоответствии представленной характеристики требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года №49 «Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов». В вопросе признания права собственности по делу №А12-30368/2015 от 30.03.2017 года Арбитражным судом кассационной инстанции г.Казани ООО «Сингам» было отказано, но было отмечено следующее: «Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с проектной документацией, разработанной ОАО «Гипросинтез», возможность строительства объекта капитального строительства на выбранном земельном участке не предусматривалась, предусмотрено закрытие полигона после его отсыпки до отметки 148,70, указано, что территория после закрытия полигона может быть использована в системе природного сельского хозяйства для создания лесополосы». Далее, ООО «Сингам» 25.10.2017 года обратилось с заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о включение полигона ТБО в ГРОРО, ответ на указанное заявление до настоящего времени не получен. На это письмо был получен ответ, где опять же идет упор на признание права собственности на объект размещения отходов, при этом в ответе отмечается, что для внесения в ГРОРО объект размещения отходов должен соответствовать ст. 12 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В то же время есть Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов», согласно которому ООО «Сингам» и подготовило «Характеристику объекта размещения отходов» и направило в Росприроднадзор для включения объекта размещения отходов ООО «Сингам» в Государственный реестр размещения отходов (письмо вх от 21.06.2016г.). В настоящее время руководством ООО «Сингам» планируется очередное обращение в органы Росприроднадзора на предмет включения объекта полигон «Сингам» в ГРОРО. Считали, что ООО «Сингам» предприняты все меры для выполнения требований предписания, однако у него отсутствовала возможность для его исполнения. Наступление реальных тяжелых последствий в результате допущенного нарушения, административным органом в протоколе не установлено. В конкретном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. В связи с чем, просили производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения. Выслушав представителей ООО «Сингам» Сергееву Н.В., Щуринову Д.А, директора Мальцева В.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П). Ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. Согласно ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Статьей 11 данного Федерального закона на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (правами которого обладает местная администрация муниципального образования) при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. Одной из таких обязанностей является соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны природной среды и здоровья человека. Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности». В силу чч.6,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Сингам» осуществляет производственную деятельность, используя производственные здания, сооружения согласно договору аренды земельного участка. На земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, 1.5 км западнее р.п. Горьковский Советского района г.Волгограда, располагается полигон по приему и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов. 21 ноября 2017 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Бирюковым В.И. в адрес ООО «Сингам» было выдано предписание №8/139-17-Э/2, а именно было предписано в срок до 30 июля 2018 года при осуществлении хозяйствующей и иной деятельности ООО «Сингам» обеспечить размещение отходов на объекте, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. В ходе проведения проверки установлено неисполнение требований данного предписания со сроком исполнения до 30 июля 2018 года. Судом также установлено, что Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области было отказано ООО «Сингам» в постановке полигона ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), при этом, основным замечанием является то, что предприятием не представлена соответствующая документация, подтверждающая наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объекта размещения отходов. Между тем, постановлением арбитражного суда кассационной инстанции по делу №А12-30368/2015 от 30 марта 2017 года оставлены без изменения решение Арбитражноо суда Волгоградской области от 26.08.2016 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 года, которыми было отказано ООО «Сингам» в признании права собственности на полигон ТБО, однако разъяснено, что в соответствии с проектной документацией, разработанной ОАО «Гипросинтез», возможность строительства объекта капитального строительства на выбранном земельном участке не предусматривалась, предусмотрено закрытие полигона после его отсыпки до отметки 148,70, указано, что территория после закрытия полигона может быть использована в системе природного сельского хозяйства для создания лесополосы. Таким образом, суд признал объект ООО «Сингам» как временный полигон, который, после отсыпки его до проектной отметки 148,70 и последующей рекультивации, предусматривает закрытие полигона и возврат земельного участка в землепользование. В связи с чем, мировой судья приходит к выводу о том, что ООО «Сингам» были приняты все возможные меры для исполнения требований предписания №8/139-17-Э/2 от 21 ноября 2017 года, однако оно не было исполнено по независящим от него обстоятельствам. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно положениям статьи 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В силу части 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Как указано в части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелями, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ). В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Согласно части 4 статьи 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения. Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Сингам» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Советский районный суд г.Волгограда со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через судебный участок №106 Волгоградской области. Мировой судья С.В.<ФИО1>