Дело №2-2934/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2016 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Белокосовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Лаптевой О.В., к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Лаптева Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Лаптевой О.В., обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на следующие доводы и обстоятельства.
Жилой <адрес> мост в <адрес>, который является неплановым строением, принадлежал родителям истицы и был возведен до принятия Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время указанным домом владеет истица со своей дочерью.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 09.11.2015 г. 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» истец имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, для чего она обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в его собственность.
В письменном ответе Комитета от 06.04.2016 г. №СС-47/01-13/4 истцу в удовлетворении поданного заявления отказано, на том основании, что земельный участок расположен в территориальной зоне застройки зелеными насаждениями специального назначения (Р4), градостроительным регламентом которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Кроме того, земельный участок также располагается в границах санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, в водоохранной зоне реки Оби и в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, где также не допускается размещать жилую застройку.
Лаптева Т.А. полагает, что такой отказ органа местного самоуправления является незаконным и нарушает ее права и законные интересы.
Земельный участок по <адрес> <адрес> в <адрес> не может относиться к зоне Р4, поскольку всегда находился в территориальной зоне коммунальных объектов (П6), где индивидуальные жилые дома относились к условно разрешенным видам использования земельного участка, что подтверждается ранее выданным техническим заключением о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений (от 19.12.2012 года).
Кроме того, при изменении зоны с П6 на Р4 был нарушен порядок, предусмотренный ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Барнаула, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
В судебное заседание истцы Лаптева Т.А., Лаптева О.В. (2002 года рождения) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили в суд своего представителя Гладких А.В., которая на доводах иска настаивала в полном объеме, ссылалась на то, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка по <адрес> в <адрес> противоречит действующему законодательству, так как никаких нарушений норм градостроительного, земельного, водного законодательства самовольным возведением жилого дома не допущено; препятствий к предоставлению земельного участка в собственность не имеется. Напротив, оспариваемым отказом административного ответчика нарушаются права истцов на предоставление земельного участка в собственность.
Представитель ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Левкина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее возражала против удовлетворения иска, поясняя, что при рассмотрении заявления Лаптевой Т.А. и принятии решения, комитет действующее законодательство РФ и охраняемые законом права истца не нарушил.
Представитель ответчика Администрации города Барнаула, представитель 3-го лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с положением «О комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула», утвержденным решением Барнаульской городской Думы №33 от 26 декабря 2008 года, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Пунктом 3.10 Положения о комитете предусмотрено, что во исполнение основных функций комитет принимает распоряжения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции по предоставлению земельных участков на кадастровом плане территорий, образованных в результате перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет подготовку схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проектов постановлений администрации города об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции администрации города по предоставлению земельных участков.
Согласно п.п.4 абз.1 ст.2 Закона Алтайского края от 02.11.2015 года N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями этой правовой нормы предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, по адресу: <адрес> <адрес>, расположен жилой дом, являющийся самовольной постройкой, возведенной в 1968 году, о чем свидетельствует технический паспорт, кадастровый паспорт здания, на земельном участке, площадью 1776,60 кв.м (согласно технического паспорта), который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
Согласно данных технического паспорта, домовладение числится за Хомяковым А.И., Хомяковой Л.П. – родителями истицы, жилой дом и земельный участок находится в фактическом пользовании у истицы Лаптевой Т.А. и членов ее семьи.
В целях оформления прав на жилой дом и земельный участок истец 04.03.2016 г. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному адресу на праве собственности.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения спорного земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, в соответствии с которым основанием для отказа является разработка схемы земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: пункта 6 ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно сведениям Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула земельный участок по адресу: <адрес> <адрес> расположен в территориальной зоне застройки зелеными насаждениями специального назначения (Р4), градостроительным регламентом которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Также земельный участок также расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, водоохранной зоне реки Оби, зоне затопления паводком 1% обеспеченности.
Суд полагает, что решение комитета по земельным ресурсами и землеустройству города является законным и обоснованным.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п. п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
В свою очередь в пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения правил землепользования и застройки, а также о зонах с особыми условиями использования территории.
Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской думы от 09.10.2012 года № 834, ответом комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула №234-в от 09.03.2016 г., подтверждается, что жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4).
Градостроительным регламентом данной территориальной зоны определены следующие виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования:
- защитные зеленые насаждения;
-зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения).
Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования;
- объекты транспортной, инженерной инфраструктуры.
Таким образом, поскольку в соответствии с действующими на момент обращения истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 (в ред. от 30.10.2015 № 521), спорный земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4), где жилищное строительство не предусмотрено, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третий).
Также судом установлено, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, водоохранной зоне реки Оби, зоне затопления паводком 1% обеспеченности, что является нарушением п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 90 названных Правил землепользования установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные законодательством Российской Федерации со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу подп. 1 ч. 2 ст. 56 того же Кодекса могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ст. 1 указанного закона факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. N74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с п.п.2,3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834, установлено, что в соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
При таких обстоятельствах, образование земельного участка для целей указанных Лаптевой Т.А. является нарушением вышеприведенных норм градостроительного и земельного законодательства.
Доводы представителя истца об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
Таким образом, судом установлено, что отказ в предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка принят уполномоченным лицом, при этом он основан на вышеуказанном законодательстве, не противоречит ему, и с учетом установленных судом обстоятельств по делу, не нарушает прав истца, в силу чего, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лаптевой Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Лаптевой О.В. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.А. Гладышева