Дело № 2-389/2019
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием ответчика и истца по встречному иску Васильевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
а также встречному иску Васильевой С.Г. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании незаконными начисление платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО «МЭС») обратилось в суд с иском Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой О. В. о взыскании задолженности по коммунальным услугам.
В обоснование иска указало, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> является приватизированной и в ней зарегистрированы с <дата> Васильева С.Г. <дата> года рождения, Горшков В.Н. <дата> года рождения, с <дата> Макушева О.В., <дата> года рождения, ФИО5 <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения. АО «МЭС» является непосредственным исполнителем услуг по теплоснабжению данного многоквартирного дома.
Ответчики производили оплату за оказанные услуги не в полном размере, в результате чего по состоянию на <дата> за период с <дата> по <дата> образовалась задолженность в размере 69 999 рублей 78 копеек.
АО «МЭС» просит взыскать с Васильевой С.Г., Горшкова В.Н., Макушевой О.В. солидарно задолженность по оплате коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в сумме 69 999 рублей 78 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2300 рублей.
Не согласившись с иском, Васильева С.Г. предъявила встречный иск к АО «МЭС» о признании незаконными начисление платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда.
В обоснование встречного иска указала, что принадлежащая ей на праве собственности квартира в 2005 году была переведена на электрообогрев в установленном законом порядке, осуществлен демонтаж приборов водяного отопления, произведена теплоизоляция стояков отопления, внесены изменения в технический паспорт дома в отношении квартиры, в связи с переводом на электробогрев; услугу по централизованному водяному отопления не получает с <дата>.
Считает, что предъявленные требования об оплате за не получаемые коммунальные услуги являются незаконными, направленными на двойную оплату и на получение незаконных доходов АО «МЭС».
Ссылаясь на положения статей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2018 года, отмечает, что возложение на нее обязанности по оплате коммунальной услуги, которую она не получает, противоречит требованиям закона и нарушает ее права и законные интересы. Ссылаясь на положения статей 539, 544, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3, 6, 7, 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), указала, что общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем.
Считает, что поскольку коммунальная услуга по централизованному водяному отоплению им фактически не предоставляется, предъявленное АО «МЭС» требование является незаконным. Ссылаясь на положения статей 15, 16, 32, 37 Закона «О защите прав потребителей», считает, что действиями АО «МЭС» ей причинен моральный вред, который выражается в нравственных страданиях от переживания чувства несправедливости предъявленных к ним требований, необходимости тратить время и силы на защиту своих прав, в том числе в связи с отказом по её претензии.
Просит суд признать незаконными действия АО «МЭС» по начислению платы за коммунальную услугу в виде централизованного водяного отопления квартиры по адресу: <адрес>; обязать АО «МЭС» произвести перерасчет платы за указанную коммунальную услугу за период с <дата> по <дата> в соответствии с плановой потребностью в тепловой энергии для отопления спорного жилого помещения по вышеуказанному адресу – 0,000 Гкал/мес.; взыскать с АО «МЭС» компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
19 сентября 2018 года Кандалакшским районным судом вынесено решение, которым исковые требования АО «МЭС» к Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой В.Н. были удовлетворены, а также отказано в удовлетворении встречного искового заявления Васильевой С.Г.
Определением Кандалакшского районного суда от 19 февраля 2018 года решение Кандалакшского районного суда от 19 сентября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению АО «МЭС» к Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой В.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и встречному исковому заявлению Васильевой С.Г. к АО «МЭС» было отменено.
В судебном заседании представитель истца и ответчика по встречным исковым требованиям - АО «МЭС» участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие; на удовлетворении исковых требований настаивают.
Ответчики Горшков В.Н., Макушева О.В. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик и истец по встречным исковым требованиям Васильева С.Г. в судебном заседании не согласилась с исковым заявлением АО «МЭС», настаивала на удовлетворении встречного искового заявления, дополнительно пояснила, что согласна на оплату задолженности за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по квартире.
Представители администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указали, что отключение потребителей от централизованного теплоснабжения с переходом на электрообогрев было выполнено в рамках действующего на тот момент законодательства, в связи с чем представили список квартир, перешедших на электрообогрев. Обратили внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (площадь жилого помещения <данные изъяты> кв. м) переведено на электрообогрев, к собственникам указанного жилого помещения требование о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось. Отметили, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена оплата за не оказанную услугу.
Заслушав ответчика (истца по встречному исковому заявлению) Васильеву С.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что, согласно выписки из ЕГРН от <дата> квартира <номер>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику Васильевой С.Г. (т.1 л.д. 41).
Согласно справке формы 9 в квартире зарегистрированы и проживают: с <дата> Васильева С.Г., <дата> года рождения, Горшков В.Н., <дата> года рождения, с <дата> Макушева О.В., <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения (т. 1, л.д. 11).
Установлено и подтверждается материалами дела, что квартира ответчика переведена на электрообогрев.
В силу части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 декабря 2004 года, действующей на момент осуществления переустройства в квартире ответчика, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 декабря 2004 года, действующей на момент осуществления переустройства в квартире ответчика, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от <дата>, действующей на момент осуществления переустройства в квартире ответчика, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Пунктом 1.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрено, что переоборудование жилых помещений и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке; переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасаду, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2).
Из материалов дела следует, что квартиросъемщиком Макушевым А.Н. были получены технические условия <номер> от <дата> на электроснабжение квартиры <номер> в доме <номер> по улице <адрес> в связи с переводом на электрообогрев, срок подключения – <данные изъяты> (т. 1, л.д. 80), а также технические условия <номер> от <дата> на демонтаж приборов отопления, выданные МУП «Ниватепловодоканал» (т. 1, л.д. 79).
В соответствии с актом на допуск бытовых приборов в эксплуатацию от <дата> данные технические условия выполнены ОАО «Кандалакшская горэлектросеть», учет смонтирован ОАО «Кандалакшская горэлектросеть», замечания отсутствуют (т. 1, л.д. 81).
В соответствии с актом от <дата>, составленным сотрудниками МУП «Ниватепловодоканал», по адресу: <адрес> произведен демонтаж приборов отопления в соответствии с выданными техническими условиями во всех комнатах, наружный строительный объем квартиры по справке ГУПТИ – 162 куб. м.
Согласно акту осмотра жилого помещения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от <дата>, составленного ООО «УК «Домовой 2», демонтированы приборы отопления, установлено автономное электропитание (электрообогрев), транзитные трубопроводы изолированы.
Таким образом, из представленных ответчиком документов следует, что переустройство квартиры осуществлялось в соответствии с техническими условиями перевода квартиры на электроотопление.
При этом суд отмечает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша, которая в силу частей 5, 8 статьи 2, подпункта 7 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений, сообщила суду, что незаконным переоборудование на электрообогрев квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не признавалось, спорное жилое помещение включено в актуализированную схему теплоснабжения.
При этом сам факт включения квартиры <номер> дома <номер> по улице <адрес> в схему теплоснабжения городского поселения Кандалакша, утвержденную постановлением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 23 августа 2017 года № 575, не предъявление органами местного самоуправления к собственнику требований о возврате помещения в исходное состояние, по мнению суда также свидетельствует о том, что переустройство квартиры, предусматривающее перевод на электрообогрев, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Как следует из статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 и пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно частям 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентирует вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителе коммунальных услуг.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление – то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Исходя из системного толкования положений статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Предусмотренный абзацем 2 пункта 40 Правил № 354 (в редакции от 06 мая 2011 года) единый порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению для всех потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме не позволял вносить плату за отопление лишь в части ее потребления в целях содержания общего имущества в таком доме. Поэтому, решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 19 сентября 2018 года был удовлетворен иск АО «МЭС» к Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и судебных расходов.
Кроме того, указанным решением Васильевой С.Г. было отказано в удовлетворении исковых требований к АО «МЭС» о признании незаконными начисление платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации постановил: Правительству Российской Федерации надлежит - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 2018 года № 46-П также указал на необходимость пересмотра неисполненных и исполненных частично судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, и основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» и от 23 февраля 2019 года № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила № 354.
Так, согласно пункту 40 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42?, 42?, 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 42(1) Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, в настоящее время Правилами № 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184) предусмотрен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что жилое помещение ответчиков было переведено на индивидуальный квартирный источник тепловой энергии с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент его проведения.
Закон не предусматривает освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 40 вышеуказанных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42?, 42?, 473 и 54 настоящих Правил.
Суду не представлено доказательств того, что ответчикам АО «МЭС» оказывалась коммунальная услуга по отоплению вышеуказанной квартиры.
Вместе с тем, отключение вышеуказанной квартиры от системы центрального отопления и перевод на электрообогрев, отсутствие приборов отопления в квартире при наличии данных о подключении многоквартирного дома к системе централизованного отопления, не свидетельствует о неоказании услуги по теплоснабжению общего имущества дома, где проживают ответчики.
Анализ вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что ответчикам должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, в соответствии с Правилами № 354 и установленными ими формулами.
Согласно пунктам 6, 7 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 2 Правил № 354 под «потребителем» понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; а «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту «и» пункта 34 указанных Правил № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствием с положениями подпункта «б» пункта 17 Правил № 354, ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги, если собственниками не выбран способ управления (либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил), или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил № 354 управляющая компания прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления МКД по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Согласно пункту 16 Правил № 354, управляющая компания прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным истцом, учитывая тот факт, что в МКД <номер> по улице <адрес>, город Кандалакша, АО «МЭС» договор теплоснабжения в период с <дата> по <дата> не был заключен ни с одной из управляющих организаций, то в соответствии с п.п. «б» п. 17 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг с 16 июля 2014 года является АО «МЭС».
На основании договора возмездного оказания услуг по расчету платежей за ЖКУ, обработке единого платежного документа с применением ПЭВМ, заключенного между ОАО «Мурманэнергосбыт» и МУП «РИВЦ» 01 февраля 2013 года, МУП «РИВЦ» осуществляло расчет и выпуск платежных документов за коммунальные услуги от имени истца АО «МЭС» для потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что между АО «МЭС» и ответчиком сложились договорные отношения по предоставлению коммунальной услуги – отопление, путем фактического предоставления АО «МЭС» ответчику коммунальных услуг по отоплению общего имущества дома и заведения лицевого счета <номер> (т. 1 л.д. 12).
Таким образом, на основании исследованных письменных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик не выполнил возложенную на него договором на оказание жилищно-коммунальных услуг и Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность своевременно вносить плату за коммунальные услуги, в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, в связи с чем образовалась задолженность.
Как следует из искового заявления (т. 1 л.д. 2-3), выписки от <дата> из лицевого счета <номер> (т. 1 л.д. 12), за период с <дата> года по <дата> ответчикам по жилищно-коммунальной услуге «отопление» начислено – 70 016 рублей, по жилищно-коммунальной услуге «горячее водоснабжение» начислений не производилось, оплачено – 402 рубля. Общая задолженность – 69 999 рублей 78 копеек.
Вместе с тем, установлено, что ответчики должны вносить плату за коммунальную услугу по отоплению только в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно расчету, представленному истцом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по квартире ответчика за период с сентября 2015 года по сентябрь 2017 года составляет – 4 443 рублей 59 копеек.
Кроме того, суд учитывает, согласно расчету стоимости коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжения, произведенному истцом на основании выписки от <дата>, за спорный период были начислены: за услугу «отопление» - 4 443 рубля 59 копеек, за услугу «тепловая энергия для ГВС (ОДН)» - 347 рублей 92 копейки, «ОДН на теплоноситель для ГВС» - 37 рублей 86 копеек, ответчиком за спорный период была внесена плата за коммунальные услуги в размере в размере 402 рубля, в связи с чем, общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> включительно составит 4 427 рублей 37 копеек. Васильева С.Г. в судебном заседании согласилась с представленными АО «МЭС» расчетами.
Оснований ставить под сомнение представленный истцом АО «МЭС» расчет стоимости коммунальных услуг, у суда нет, поскольку он нагляден и произведен в соответствии с формулами, установленными Правилами № 354, с учетом того, что многоквартирный дом, в котором проживают ответчики, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, вследствие чего расчет произведен по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184) исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 322 Гражданского кодекса, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу пункта 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Судом установлено, что спорное жилое помещение на основании договора дарения квартиры от <дата> принадлежит Васильевой С.Г. (т. 1, л.д. 41), согласно справке формы 9 в квартире зарегистрированы и проживают ответчики: с <дата> Васильева С.Г., <дата> года рождения, Горшков В.Н., <дата> года рождения, с <дата> Макушева О.В., <дата> года рождения (т. 1, л.д. 11).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что сумма задолженности по оплате коммунальных услуг за период с сентября 2015 года по сентябрь 2017 включительно составит 4 427 рублей 37 копеек подлежи взысканию с ответчиков в солидарном порядке.
Разрешая встречные исковые требования Васильевой С.Г., суд не находит оснований к их удовлетворению, поскольку начисление платы за отопление в спорный период производилось в соответствии с действующими на период образования задолженности нормами закона, размер платы за отопление за спорный период установлен настоящим решением суда и подлежит взысканию с ответчиков, также не подлежит удовлетворению требование о взыскании с АО «Мурманэнергосбыт» морального вреда, поскольку его действия по начислению платы за коммунальные услуги права ответчиков не нарушали, поскольку являлись законными.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Размер государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации по требованию о взыскании 69 999 рублей 78 копеек составляет 2300 рублей, государственная пошлина в указанном размере уплачена истцом при подаче искового заявления (платежные поручения от <дата> <номер>, <номер> от <дата>, т. 1, л.д. 4,5), а с учетом удовлетворенных исковых требований, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 145 рублей 47 копеек (4 427 рублей 37 копеек * 2300 рублей / 69 999 рублей 78 копеек).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с Васильевой С.Г., Горшкова В.Н., Макушевой О.В. солидарно в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с <дата> по <дата> в сумме 4 427 рублей 37 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 145 рублей 47 копеек.
Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» в удовлетворении исковых требований к Васильевой С.Г., Горшкову В.Н., Макушевой О.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с <дата> по <дата> в сумме 65 572 рубля 41 копейка, судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 154 рубля 53 копейки отказать.
Васильевой С.Г. в удовлетворении исковых требований к Акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании незаконными действий Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» по начислению платы за коммунальную услугу в виде централизованного водяного отопления квартиры по адресу: <адрес>; о возложении обязанности произвести перерасчет платы за указанную коммунальную услугу за период с <дата> по <дата> в соответствии с плановой потребностью в тепловой энергии для отопления спорного жилого помещения по вышеуказанному адресу – 0,000 Гкал/мес.; о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан