Решение по делу № 4-47/2022 от 31.01.2022

УИН 29MS0070-01-2022-000275-53

Определение № 4-47/2022

о возвращении протокола об административном правонарушении

г. Нарьян-Мар 31 января 2022 г.Мировой судья Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 Коновалова О.С.,

рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Метрика» Соколова Евгения Викторовича, привлекаемого по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ,

установил:

31 января 2022 года мировому судье Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 из Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ненецкому автономному округу поступил протокол об административном правонарушении от 25 января 2022 года № 62283 в отношении должностного лица - руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Метрика» Соколова Евгения Викторовича, привлекаемого по ч. 2 ст. 15.33КоАП РФ и другие материалы дела.

Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При подготовке к рассмотрению установлено, что при поступлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Метрика» Соколова Евгения Викторовича, привлекаемого по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, имеются существенные недостатки, имеющие  значения для разрешения административного дела.

Статья 28.2 Кодекса устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения. На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Исходя из принципиальных положений ст. 51 Конституции РФ, КоАП РФ устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях, определяет права и обязанности лица (физического и юридического), привлекаемого в установленном Кодексом порядке к административной ответственности. Данные положения касаются всех стадий производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, гарантий прав указанных выше лиц.

При подготовке к рассмотрению установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 25 января 2022 года № 62283 разъяснены права предусмотренные ст. 24.2 КоАП РФ и гл. 25 КоАП РФ, при этом ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом Соколову Е.В., не разъяснена.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3, 15.4, частью 1 статьи 15.6, частью 1 статьи 15.7, статьей 15.8 (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды), частью 2 статьи 15.10, частями 10.1 и 10.2 статьи 15.29, статьями 15.32, 15.33, 15.33.2 настоящего Кодекса.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителями государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 25 января 2022 года № 62283 в отношении должностного лица - руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Метрика» Соколова Евгения Викторовича составлен заместителем управляющего отделением Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ненецкому автономному округу Бородкиным Сергеем Борисовичем, тогда как суду не представлено в установленной форме заверенных копий подтверждающих документов о наделении С.Б. Бородкина правом на составлениепротоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ.

В установленной форме заверенного перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, утвержденного руководителем учреждения, суду не представлено.

Отсутствие подтверждающих документов лишает судью возможности проверить и установить полномочия С.Б. Бородкина как должностного лица, тогда как данное обстоятельство должно быть установлено судьей на стадии подготовки дела и является существенным условием для разрешения административного дела.

Данные обстоятельства имеют существенное значения для разрешения административного дела и мировой судья приходит к выводу о том, что административный материал подлежит возвращению в связи с существенными недостатками, имеющими значения для разрешения административного дела, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.

На основании  п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья

определил:

возвратить в Государственное учреждение  - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ненецкому автономному округу протокол об административном правонарушении от 25 января 2022 года № 62283 в отношении должностного лица - руководителя Общества с ограниченной ответственностью «Метрика» Соколова Евгения Викторовича, привлекаемого по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ и другие материалы дела - для исправления допущенных нарушений.Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или опротестовано прокурором в течение 10 суток в Нарьян-Марский городской суд.

Мировой судья О.С.Коновалова