Дело № 2-901/2013
Решение
Именем Российской Федерации.
г. Няндома 14 июня 2013 г.
Мировой судья судебного участка № 1 Няндомского района Архангельской области Кочкина Е.А.,
при секретаре Вдовиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Няндоме Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Коранкевич <ФИО1> к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
Коранкевич О.В. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области» (далее ГУ-УПФР) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование исковых требований истец указала, что является пенсионером по старости, проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В апреле 2013 года ездила к месту отдыха в город <АДРЕС> (Египет) и обратно. Стоимость проезда составила 15126 рублей 00 копеек. Возвратившись в Няндому, обратилась в ГУ-УПФР с заявлением об оплате расходов по проезду к месту отдыха и обратно. В удовлетворении заявления ей было отказано. Считает отказ незаконным, так как она имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. Просит взыскать с ответчика в ее пользу указанную сумму.
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования уменьшила до 5443 рублей 74 копеек.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, считает, что истец не имеет права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку указанная компенсация предоставляется только в случае проезда к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации. Место отдыха истца находилось за пределами территории РФ, а именно в городе <АДРЕС> государства Египет. Соответственно истец права на компенсацию не имеет. Обязанность по возмещению расходов неработающим пенсионерам возложена на орган ПФР только при выезде к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, а не проезду по территории РФ. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя ГУ-УПФР.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 12.07.1993 № 1245-р) с 01 июля 1993 года Няндомский район Архангельской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно осуществляется один раз в два года в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 «Об утвержденииПравил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерами, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» определены порядок, размер и условия предоставления компенсации указанных расходов.
Согласно пункту 2 Правил, компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пункт 3 Правил предусматривает, что компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил.
Из пунктов 7, 9 Правил следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ на основании соответствующего заявления, поданного в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация производится в размере, не превышающем стоимости проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсий.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 02 февраля 2006 г. N 38-О «По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверки конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил», нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
В судебном заседании установлено, что Коранкевич О.В., являясь пенсионером, получающим трудовую пенсию по старости, проживающим в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в апреле 2013 года отдыхала в городе <АДРЕС> государства Египет, в подтверждение осуществления отдыха в месте, истцом представлены проездные документы. Коранкевич О.В. понесла расходы в виде оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно. 16 мая 2013 года истец обратилась в ГУ-УПФР с заявлением о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Решением начальника ГУ-УПФР от 16 мая 2013 года в выплате компенсации Коранкевич О.В. отказано.
Изложенные факты подтверждаются следующими доказательствами:
- проездными документами (л. д. 4-7);
- справкой ЗАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» (л.д. 8);
- справкой о стоимости проезда в плацкартном вагоне от <АДРЕС> (л. д. 9);
- справкой <ОБЕЗЛИЧИНО> (л.д. 10);
- решением начальника ГУ-УПФР об отказе в выплате компенсации Коранкевич О.В. расходов на оплату стоимости проезда от 16.05.2013 (л. д. 11);
- справкой туристического агентства «<ОБЕЗЛИЧИНО>» (л.д. 12);
- копией паспорта (л.д. 13-16);
- копией пенсионного удостоверения (л.д.17);
- справкой ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» (л.д. 24).
С учетом вышеизложенных положений нормативно-правовых актов суд приходит к выводу о незаконности решения начальника ГУ-УПФР об отказе в предоставлении Коранкевич О.В. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
По смыслу статьи 34 Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предоставляется в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях и, соответственно, распространяется на всех лиц, осуществивших проезд к выбранному месту отдыха, в том числе и расположенному за пределами Российской Федерации.
Ограничение права пенсионеров, проводивших отдых за пределами Российской Федерации, на получении такой компенсации ставит их в неравное положение с теми, кто выезжал к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, ни в Законе, ни в Правилах не содержится нормы, определяющей получение пенсионерами компенсации, только за проезд к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации. Подразумевается лишь ограничение размера компенсации стоимостью проезда в пределах Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает предоставление компенсации неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда РФ, осуществившим поездку к месту отдыха и обратно за пределами Российской Федерации, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат пунктам 7, 9 Правил, содержание которых изложено выше.
В соответствии с пунктом 7 Приказа от 11 августа 2008 года № 408н «Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерами, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация производится в размере, не превышающем стоимости проезда, в том числе: - воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Согласно сведениям ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>», общее расстояние по воздушной трассе Москва - <АДРЕС> 3330 км, протяженность маршрута до точки пересечения государственной границы РФ - 637 км, общее расстояние по воздушной трассе <АДРЕС> - Москва 3354 км, протяженность маршрута до точки пересечения государственной границы РФ - 643 км.
Следовательно, при поездке к месту отдыха и обратно по маршруту <АДРЕС> истец осуществила перелет протяженностью 6684 км. (3330 км; + 3354 км.), в том числе по территории Российской Федерации 1280 км. (637 км. + 643 км.). Таким образом, с учетом сведений ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>», расстояние по территории Российский Федерации составляет 19,15 % от общего расстояния по маршруту <АДРЕС> 637 км. + 643 км. (расстояние по территории Российской Федерации) / 3330 км; + 3354 км. (общее расстояние по маршруту <АДРЕС>) Х 100% = 19,15%).
Из справки <ОБЕЗЛИЧИНО>, расходы истца на перелет к месту отдыха в г. <АДРЕС> и обратно составили 17325 рублей 00 копеек. Следовательно, фактические затраты истца на перелет по авиамаршруту <АДРЕС> по территории Российской Федерации составляют 3317 рублей 74 копейки (17325 рублей 00 копеек х 19,15%), соответственно возмещению подлежит сумма в размере 3317 рублей 74 копеек.
Из справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне от станции <АДРЕС> следует, что стоимость проезда Коранкевич О.В., составила 2126 рублей 00 копеек.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца удовлетворить и взыскать с ГУ-УПФР в пользу Коранкевич О.В. 5443 рублей 74 копеек в счет компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Кроме того, взысканию с ответчика в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит государственная пошлина. С учетом представленных ГУ-УПФР документов суд на основании пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика об уменьшении размера государственной пошлины до 50 рублей.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд полагает взыскать с государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в размере 50 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░1> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░1> ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5443 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░░░░░ 74 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 50 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░░░░░>