Решение по делу № 2а-883/2019 ~ М-138/2019 от 01.02.2019

Дело № 2а-883/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 мая 2019 года                             г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Псковской области к Гришину Олегу Валерьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - МИФНС ) обратилась в суд с административным иском к Гришину Олегу Валерьевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 42 руб.; задолженности по земельному налогу в размере 5008 руб., а также пени в размере 94,49 руб., а всего на общую сумму в размере 5144,49 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Гришин О.В. признается плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, т.к. имел зарегистрированное недвижимое имущество и земельные участки, признаваемые объектами налогообложения.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС в адрес личного кабинета налогоплательщика Гришина О.В. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости произвести оплату налогов за 2015 г. в общей сумме 13382 руб.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено требование об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц в сумме 5050 руб., а также пени в размере 94,49 руб.

До настоящего времени Гришин О.В. не исполнил обязанность по уплате сумм налога и пени в установленный срок. При этом каких-либо возражений от налогоплательщика в адрес Инспекции также не поступало, в связи с чем МИФНС обратилось в суд с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, административный истец также просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что причиной пропуска срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа послужило проведение реорганизации путем присоединения МИФНС по <адрес> к МИФНС по <адрес> с последующей передачей баз данных и документов.

В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

От участников процесса не поступили возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного ст. 291 КАС РФ.

Учитывая, что административным истцом заявлено требование о взыскании с ответчика обязательных платежей, размер которых не превышает двадцати тысяч рублей, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.

Согласно п. 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Судом установлено, что по сведениям налогового органа за ответчиком числилось следующее недвижимое имущество, в отношении которого подлежал оплате земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2015 г.:

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером ;

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- земельный участок с кадастровым номером

- жилой дом с кадастровым номером

Указанные обстоятельства, а также отсутствие имущественных прав на перечисленные объекты налогообложения ответчиком не оспорены.

С учетом указанных сведений об объектах права собственности МИФНС , где ранее состоял на налоговом учете ответчик, сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику предложено до ДД.ММ.ГГГГ оплатить земельный налог за 2015 года по вышеперечисленным земельным участкам на общую сумму в размере 5008 руб., а также налог на имущество физических лиц за вышеуказанный жилой дом в размере 82 руб. (л.д. 6).

В связи с неуплатой указанного налога в установленный срок в адрес Гришина О.В. МИФНС было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить имеющуюся недоимку по земельному налогу на сумму 5008 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 42 руб., а также недоимку пени по земельному налогу на сумму 94,49 руб., а всего на общую сумму 5144,49 руб. (л.д. 4).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно положениям ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в административном иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Определение в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени, отличные от установленных в КАС РФ.

МИФНС пропущен срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, поскольку этот срок истек ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган не обращался.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, в обоснование которого указано, что просрочка произошла из-за реорганизации путем присоединения МИФНС по <адрес> к МИФНС по <адрес> с последующей передачей баз данных и документов.

Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с иском в суд. Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Суд исходит из того, что установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных на это причин.

При таких обстоятельствах оснований для восстановления срока обращения в суд не имеется. Вследствие чего суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи пропуском административным истцом срока обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Псковской области к Гришину Олегу Валерьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2019 года.

    Судья:                            А.С. Смирнов

2а-883/2019 ~ М-138/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 5 по Псковской области
Ответчики
Гришин Олег Валерьевич
Суд
Ломоносовский районный суд
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
01.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.05.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее