ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 декабря 2018 года с.ШигоныМировой судья судебного участка № 162 Шигонского судебного района Самарской области Дубровин М.В., рассмотрев дело № 5-424/18 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Чистые пруды»
Маврина Владимира Николаевича, <ДАТА2> рождения, проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, станция <АДРЕС>, улица <АДРЕС>, дом 13,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> мировому судье судебного участка <НОМЕР> Шигонского судебного района <АДРЕС> области из ГУ - Управление Пенсионного фонда в <АДРЕС> области (межрайонное) для рассмотрения по существу поступил протокол об административном правонарушении от <ДАТА4> в отношении должностного лица - директора ООО «Чистые пруды» Маврина В.Н. по ст.15.33.2 КоАП РФ.
Основанием для составления в отношении Маврина В.Н. протокола об административном правонарушении по ст.15.33.2 КоАП РФ послужили выявленные факты непредставления в установленный срок обществом, директором которого является Маврин В.Н., отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а также сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым Маврин В.Н. являлся директором общества на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности по настоящему делу. Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, рассмотрев протокол об административном правонарушении с приложенными материалами, а также дополнительные материалы, представленные мировому судье Мавриным В.Н. и отделом полиции по запросу, прихожу к следующим выводам. В соответствии со ст.15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательствомРоссийской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела Маврин В.Н. отрицал факт совершения вменяемого ему административного правонарушения с указанием на то, что в декабре 2013 года учредитель ООО «Чистые пруды» <ФИО1> заявил ему о прекращении Обществом деятельности, забрал печать и объявил, что он уволен.
Однако до настоящего времени он указан в ЕГРЮЛ в качестве директора ООО «Чистые пруды», поскольку <ФИО1> как учредитель не представил в налоговую инспекцию необходимые документы, а он (Маврин), не имея печати ООО «Чистые пруды», неоднократно обращался в налоговую инспекцию как физическое лицо, указывая, что с декабря 2013 года он не является директором ООО «Чистые пруды», однако по его заявлениям сведения о нем как директоре не исключают. Лишь <ДАТА5> по его очередному заявлению в налоговую инспекцию в ЕГРЮЛ внесена запись в разделе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица», где он указан директором Общества, следующего содержания: «сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем)».
В подтверждение данной позиции в материалы дела Мавриным В.Н. представлена копия ответа ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары от <ДАТА6> <НОМЕР>, согласно которому заявление Маврина В.Н. о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ принято к рассмотрению и в случае принятия положительного решения, соответствующая информация о недостоверности сведений будет отражена в ЕГРЮЛ. Также им представлена выписка из ЕГРЮЛ с внесенными <ДАТА5> вышеуказанными сведениями.
Кроме того, доводы Маврина В.Н. о прекращении им полномочий директора ООО «Чистые пруды» еще в 2013 году и неоднократном уведомлении об этом налоговой инспекции нашли свое документальное подтверждение в материале проверки (КУСП от <ДАТА7> <НОМЕР>) по заявлению Маврина В.Н. о мошеннических действиях <ФИО1>, представленном для обозрения Отделом полиции <НОМЕР> (Шигонский район) МУ МВД России «Сызранское» по запросу мирового судьи.
Так, в материале проверки имеется копия трудового договора от <ДАТА8> о назначении Маврина В.Н. директором ООО «Чистые пруды», копия заявления Маврина от <ДАТА9> (повторно) на имя учредителя ООО «Чистые пруды» <ФИО1> об увольнении с должности директора ООО «Чистые пруды», копия приказа от <ДАТА10> <НОМЕР> директора ООО «Чистые пруды» Маврина В.Н. о своем увольнении, копии обращений Маврина В.Н. в МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области от <ДАТА11>, <ДАТА12>, <ДАТА13>, <ДАТА14> с отметками о получении, согласно которым Маврин В.Н. неоднократно доводил до сведения налоговой инспекции информацию о своем увольнении, ответ на обращение МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области от <ДАТА15> <НОМЕР>, согласно которому до избрания нового директора ООО и представления в регистрирующий орган соответствующего заявления внести изменения в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения не представляется возможным.
Кроме того, МИФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области по запросу ОП <НОМЕР> (Шигонский район) МУ МВД России «Сызранское» представило копии ряда документов налоговой отчетности за 2016 и 2017 годы, согласно которым в 2016 году несмотря на указание в графе «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете (декларации) подтверждаю» ФИО «Маврин Владимир Николаевич» стоит подпись «<ФИО1>, а начиная с апреля 2017 года в указанной графе стоит ФИО «<ФИО1> Андрей Николаевич» и подпись «<ФИО1>.
В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от <ДАТА16> « 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) определено, что общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту приведенных норм данного Закона - общество) может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Положения данного Закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку названным Законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества, в числе прочего, действует от имени общества без доверенности.
Как указано в подпункте "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от <ДАТА17> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, такие сведения и документы о юридическом лице как фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу положений пункта 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 указанной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI названного закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в единый государственный реестр юридических лиц таких сведений не связаны. Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может.
Изложенное не было учтено руководителем ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) при составлении в отношении Маврина В.Н. протокола об административном правонарушении.
Следует также учесть, что Маврин В.Н. неоднократно обращался в налоговую инспекцию, в том числе с заявлением о недостоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о директоре ООО «Чистые пруды».
В результате проведения проверки в ЕГРЮЛ <ДАТА5> внесена запись в разделе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица», где он указан директором Общества, следующего содержания: «сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем)».
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА18> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления в отношении Маврина В.Н. протокола об административном правонарушении, он не являлся субъектом вменяемого административного правонарушения ввиду прекращения его полномочий в качестве директора ООО «Чистые пруды» в декабре 2013 года. Доказательств обратного в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Маврина В.Н. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенные в настоящем постановлении мотивы прекращения производства по делу об административном правонарушении соответствуют правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от <ДАТА19> <НОМЕР> и <ДАТА20> <НОМЕР>.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу № 5-424/18 об административном правонарушении в отношении Маврина Владимира Николаевича по ст.15.33.2 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловало в Шигонский районный суд через мирового судью в течение десяти суток.
Мировой судья М.В. Дубровин