Решение по делу № 5-634/2015 от 13.10.2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 13 октября 2015 года г.о.Тольятти Мировой судья судебного участка № 111 Центрального судебного района г.о. Тольятти Самарской области И.Ю. Кусакин, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-634/2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «ТольяттиЭнергоСбыт», …. Установил: ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» совершило невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. 21.09.2015 года в 14.00 часов при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТольяттиЭнергоСбыт», расположенного по адресу: г.Тольятти, ул. …., было выявлено, что ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» нарушены требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директор ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» Л.И.В. на рассмотрение дела явился, с протоколом согласился, однако при назначении наказания ходатайствовал о снижении размера штрафа ниже низшего предела, предусморенного санкцией статьи 20.6 ч. 1 КоАП РФ, в связи тяжелым финансовым материальным положением предпринятия. Выслушав Л.И.В., исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ составлен правомерно, и он подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям. Объектом правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием, которое может выражаться в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций; в невыполнении требований и норм по предупреждению аварий на объектах производственного назначения. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу мировым судьей было установлено, что ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» по смыслу ст. 48 ГК РФ является юридическим лицом, а следовательно, надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 КоАП РФ. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью (небрежностью). В ходе судебного разбирательства мировым судьей было установлено, что ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» совершено нарушение требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выразившееся в следующем: - не организована работа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а именно отсутствуют: положение о КЧС и ОПБ, план работы КЧС и ОПБ на 2015 год, протоколы заседаний КЧС и ОПБ в 2014, 2015 гг.,- функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ, в нарушение п.п. 7-9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794; - работники организации не обучены способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам, в нарушение п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; подп. «а» п.2, подп. «а» п.4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Примерной программы обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности, утв. МЧС России 28.03.2006г. (от 28.03.2006№ 1-4-54-370-14, ред. от 28 ноября 2013 г. N2-4-87-36-14); - не организована работа эвакуационной комиссии (отсутствуют: положение об эвакокомиссии, план работы эвакокомиссии на 2015 год, протоколы заседаний в 2014, 2015 гг. в нарушение п. «а» статьи 14 Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 года № 303; - в организации не создана дежурно-диспетчерская служба, в нарушение п.п. 11 и 12 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794; - не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в нарушение п. «ж» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794; пункты 1, 2, 3, 4 и 7 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; - работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами, медицинскими средствами индивидуальной защиты), в нарушение п. «а» ст. 10, п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340, п.п. 2-6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379, п.п. 3, 6-12 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01 октября 2014 года № 543. Помимо признания директором ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» Л.И.В. вины в совершении правонарушения, вина юридического лица доказана в полном объеме и подтверждается исследованными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № 20 от 29.09.2015 года, копиями распоряжения № 15 от 28.08.2015 года, акта проверки № 15 от 21.09.2015 года, уведомления о проведении внеплановой проверки. Действия ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» следует квалифицировать по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку последнее, являясь юридическим лицом, не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно не выполнило требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным. Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении. Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «ТольяттиЭнергоСбыт», а также исключающих производство по делу об административном правонарушении, в данном случае мировым судьей не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Лыткина И.В., является признание вины, раскаяние. На основании вышеизложенного, учитывая характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица мировой судья считает возможным назначить ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Руководствуясь ст. 3.5, ч. 1 ст. 20.6, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья Постановил: Признать ООО «ТольяттиЭнергоСбыт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления в Центральный районный суд г.о. Тольятти через мирового судью судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области. Мировой судья И.Ю. Кусакин Штраф подлежит уплате в течение 60 дней в любом отделении Сбербанка РФ г. Тольятти с перечислением суммы штрафа на расчетный счет - 401 018 102 000 000 100 01 в Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ, сокращенное наименование - Отделение Самара, БИК 043 601 001, ИНН 631 580 08 12, КПП 631 501 001, КБК 177 116 090 000 160 00 140, ОКТМО 36740000, получатель: Управление Федерального Казначейства по Самарской области (ГУ МЧС России по Самарской области).