Дело № 2 – 405/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2014 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гвоздилиной И.В.
при секретаре Касаткиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению Заклязменского С. Ю. о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Заклязменский С.Ю. обратился с уточненным заявлением о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Владимиру (далее УМВД России по г. Владимиру) уведомило его о снятии с очереди нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.ст. 51, 56 ЖК РФ. Полагает, что решение жилищно – бытовой комиссии этого органа внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ ### не содержит конкретных причин, послуживших обстоятельством для снятия его с учета. Поэтому просит признать действия УМВД России по г. Владимиру, выразившиеся в снятии его с очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными и восстановить в данной очереди с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи ### человека.
Заклязменский С.Ю. в суд не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, пояснив, что УМВД России по г. Владимиру неправомерно применило ст.ст. 51 и 56 ЖК РФ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. не принимался на учет вновь, а восстанавливался в связи с утратой его учетного дела. Все требуемые документы им представлены в полном объеме. До настоящего времени тот не обеспечен жилым помещением. Также просил применить срок обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Представитель УМВД России по г. Владимиру в судебном заседании просил отказать в заявленных требованиях, указав, что Заклязменский С.Ю. в период нахождения в очереди на улучшение жилищных условий имел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности жилой дом в <...> общей площадью ### кв.м; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...> Указанные факты скрыл от ЖБК УМВД России по г. Владимиру. Кроме того, он не мог быть поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ составом семьи ### человека, поскольку сын родился позже указанной даты. Срок обращения в суд не пропущен, так как информация о наличии жилья у Заклязменского С.Ю. поступила из УМВД России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 55 ЖК РФ гарантирует гражданам, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Заклязменский С.Ю. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях.
Уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с должности начальника отдела ОУР ОМ ### (по Октябрьскому району г. Владимира) УВД по г. Владимиру на основании приказа УВД по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, что подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ ###
Заявитель имеет семью, состоящую из: него, жены ФИО7 и сына ФИО10
Это подтверждается свидетельством о рождении серии ### от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о заключении брака серии ### от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий ЖБК ОВД Октябрьского района г. Владимира, о чем свидетельствует Книга учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ОВД Октябрьского района г. Владимира, зарегистрированная в Октябрьском райисполкоме г. Владимира за ### от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Суд руководствуется также действовавшими в спорный период Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (далее Примерные Правила),
Согласно п. 12 Примерных Правил для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в установленной форме.
В соответствии с п/п 3 п. 14 Примерных Правил жилищная комиссия на основании заявления гражданина принимает соответствующее решение и в письменном виде сообщает об этом гражданину.
На основании п. 17 Примерных Правил на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Главой III Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ### предусмотрено, что поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений в учреждениях, организациях передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
В силу ст. 30 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ### «О милиции», действующего в период возникновения спорных правоотношений, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из смысла данной нормы закона следует, что на соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации возложена обязанность по предоставлению жилой площади сотруднику милиции лишь при условии признания в установленном порядке этих сотрудников милиции, нуждающимися в улучшении жилищных условий. В иных случаях сотрудники милиции могли быть обеспечены служебными жилыми помещениями.
На момент постановки на очередь ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. проживал по адресу: <...> площадью ### кв.м.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ### указанная квартира принадлежит на праве собственности отцу заявителя ФИО8, который является членом ЖСК ### при <данные изъяты>
Указанное свидетельствует, что жилищно – бытовой комиссией ОВД Октябрьского района г. Владимира были тщательно проверены все представленные Заклязменским С.Ю. документы и принято решение о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий.
Это также подтверждается протоколом совместного заседания руководства и жилищно – бытовой комиссии ОВД Октябрьского района г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Заклязменский С.Ю. стоит в списке под ###; протоколом заседания жилищно – бытовой комиссии ОВД Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден список нуждающихся в улучшении жилищных условий, где заявитель стоит под ###; списками сотрудников ОВД Октябрьского района г. Владимира, состоящих на учете для получения квартир, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, где также отражены дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ и состав семьи ### человека.
Доводы представителя УМВД России по г. Владимиру о том, что в указанный момент Заклязменский С.Ю. не имел право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как площадь квартиры на каждого члена семьи превышала учетную норму, не могут быть приняты судом.
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», факт регистрации по месту жительства не может безусловно свидетельствовать о семейных отношениях и обеспеченности жилым помещением, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством регистрация не относится к числу юридических фактов, устанавливающих право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника.
Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения прав и свобод гражданина, предусмотренных жилищным законодательством.
Так, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, следует, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
В данном случае семья Заклязменского С.Ю. относилась к критерию молодой семьи, как субъекта права, поэтому принадлежащая на праве собственности родственникам заявителя жилая площадь при оценке нуждаемости этой семьи в улучшении жилищных условий учитываться не может.
Жена и сын Заклязменского С.Ю. фактически проживали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в общежитии <данные изъяты> по адресу: <...> (площадь комнаты ### кв.м.), что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ###
В квартире отца заявитель был лишь зарегистрирован.
Представителем УМВД России по г. Владимиру заявлено, что ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОВД Октябрьского района г. Владимира составом семьи ### человек.
ДД.ММ.ГГГГ у данного очередника рождается сын ФИО10
В дальнейших документах, представленных обеими сторонами, Заклязменский С.Ю. состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи ### человека.
Доводы представителя УМВД России по г. Владимиру, что в жилищно – бытовую комиссию не представлялись документы и заявление об изменении состава семьи и решение комиссией об этом не принималось, носят предположительный характер, поскольку учетное дело было утрачено. Достоверных доказательств отсутствия данных документов в суд не представлено. В то же время списки очередников с ДД.ММ.ГГГГ года свидетельствуют о составе семьи Заклязменского С.Ю., состоящей из трех человек.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ### «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Распоряжением УВД г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### установлен единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в жилищно – бытовой комиссии УВД г. Владимира по единому списку.
При осуществлении этих мероприятий было выяснено, что учетное дело Заклязменского С.Ю. утрачено, в связи с чем прокуратурой г. Владимира вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ ### об устранении нарушений прав очередника.
ДД.ММ.ГГГГ протоколом ### заседания ЖБК УВД по г. Владимиру от ДД.ММ.ГГГГ пенсионер МВД России Заклязменский С.Ю. восстановлен в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий УВД по г.Владимиру, с ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии протоколом ### заседания ЖБК УМВД России по г.Владимиру от ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он имел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности жилой дом в <...> общей площадью ### кв.м; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>
Кроме того, у членов семьи Заклязменского С.Ю.: жены и сына до настоящего времени находится на праве общей долевой собственности по ? доли на жилое помещение общей площадью ### кв.м в общежитии: <...> (помещение ###).
Основанием исключения послужили п. 1 ст. 51 и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку из действий очередника усматривается, что на протяжении времени нахождения в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий он постоянно улучшал свои жилищные условия и в намеренных целях производил действия по их отчуждению; намеренно представил документы, в которых наличие недвижимости и сделок с ними не зафиксировано, что повлияло на решение должностных лиц жилищно – бытовой комиссии УВД г. Владимира при принятии решения о восстановлении в очереди и признании нуждающимся в улучшении жилищных условий сотрудников УВД г. Владимира; поскольку пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, на момент обращения с заявлением о восстановлении в очередь нуждающихся не истек, и в 2008 году у членов семьи заявителя дополнительно появилась жилая площадь, право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствовало.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ### заявитель был извещен об этом.
Не согласившись с указанным решением, Заклязменским С.Ю. подано заявление о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления», при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых отношений, в силу неравноправного положения субъектов в публичных правоотношениях неприменимы отдельные институты искового производства, характеризующие принцип диспозитивности гражданского судопроизводства.
УМВД России по г. Владимиру по данному делу не имеет материально-правового интереса относительно предмета спора.
В данном случае руководство УМВД России по г. Владимиру при вынесении оспариваемого протокола заседания жилищно – бытовой комиссии в силу действовавшего законодательства исполняло делегированные ему властно-распорядительные полномочия по учету сотрудников органов внутренних дел в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Спор о праве между сторонами отсутствует, поскольку требования материально - правового характера не являются предметом принятого к производству суда заявления. По своему существу, Заклязменским С.Ю. заявлены требования о признании незаконными действия УМВД России по г.Владимиру по исключению заявителя из списка сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ч. 1 ст. 56 ЖК РФ называет случай выявления в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу приведенной нормы материального права, каждое из названных в ней условий является достаточным для принятия решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако не любые нарушения, допущенные должностными лицами при принятии решения о постановке гражданина на учет, являются достаточными для снятия гражданина с учета. Неправомерность таких действий должна иметь своим следствием незаконную постановку гражданина на учет, т.е. постановку гражданина на учет при отсутствии у него права быть принятым на учет в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия решения о принятии на учет. Формальные нарушения со стороны должностных лиц не могут являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
Поэтому правильное разрешение возникшего спора зависит от установления двух условий:
- были ли самим заявителем при постановке его на учет в ДД.ММ.ГГГГ года представлены недостоверные сведения относительно своей нуждаемости в улучшении жилищных условий;
- были ли при постановке заявителя на учет должностными лицами жилищно-бытовой комиссии учреждения допущены такие нарушения, которые имеют значение по смыслу ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Учитывая характер рассматриваемых правоотношений, необходимо также исходить из того, что обязанность доказывать соответствие закону решения о снятии заявителя с учета и отсутствие у него права быть принятым на учет в ДД.ММ.ГГГГ года лежит на УМВД России по г. Владимиру.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались следующие категории граждан:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях регулировался нормами ЖК РСФСР (до ДД.ММ.ГГГГ года) и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных постановлением облисполкома и президиума облсофпрофа от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Пунктом 11 этих Правил предусмотрено, что признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и включается в списки учета граждане, постоянно проживающие (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, имеющие обеспеченность жилой площадью не более ### кв.м на одного члена семьи.
Доводы представителя УМВД России по г. Владимиру о наличии у Заклязменского С.Ю. в период нахождения в очереди нуждающихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого дома в <...> общей площадью ### кв.м; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ### доли в общей долевой собственности на квартиру общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиры общей площадью ### кв.м по адресу: <...>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – квартиры общей площадью ### кв.м по адресу: <...>, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент установления статуса «нуждающегося» ДД.ММ.ГГГГ, восстановления в очереди ДД.ММ.ГГГГ и снятия с очереди ДД.ММ.ГГГГ данных жилых помещений у очередника не было.
Это подтверждается договорами купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ ### и выпиской из ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ ###
Также не могут быть приняты ссылки представителя УМВД России по г.Владимиру о том, что заявитель имеет излишек жилой площади.
Как видно из имеющихся в материалах дела документов, Заклязменский С.Ю. зарегистрирован в комнате общей площадью ### кв.м, расположенной по адресу: <...>.
Выписка из домой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указывает, что по этому адресу зарегистрированы: Заклязменский С.Ю. – с ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО7 – с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО10 – с ДД.ММ.ГГГГ
Указанная комната принадлежит на праве собственности жене и сыну заявителя (по ? доли в праве собственности каждому). Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ### от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии ### от ДД.ММ.ГГГГ и поэтажным планом с экспликацией по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, обеспеченность жилыми помещениями семьи Заклязменского С.Ю., состоящей из трех человек, составляла на дату вынесения спорного решения жилищно – бытовой комиссии ### кв.м на каждого человека (### кв.м : ### чел.).
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Заклязменский С.Ю., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Соответственно, снятие заявителя с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст.32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Оснований, предусмотренных ст. 32 ЖК РСФСР, которые бы позволяли снять Заклязменского С.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось.
Доводы представителя УМВД России по г. Владимиру о том, что основания для снятия с учета возникли еще ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, так как при буквальном токовании ст. 32 ЖК РСФСР, ст.51 и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ спорные отношения должны возникнуть при постановке заявителя на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В данном же случае по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Заклязменский С.Ю. восстанавливался в очереди в связи с утратой учетного дела, а не принимался вновь.
УМВД России по г. Владимиру не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заклязменский С.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с нарушением Правил постановки на учет.
Материалами дела установлено, что он был поставлен на учет ОВД Октябрьского района г. Владимира как сотрудник отдела, состоял в списках очередности на получение жилой площади, утвержденных на заседании жилищно - бытовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующий список очередников был подан в Октябрьский райисполком г. Владимира. И вплоть до ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Владимиру никогда не требовало от него никаких дополнительных документов.
На момент исключения заявителя из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий он не имел в собственности жилых помещений, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРПН сведений от ДД.ММ.ГГГГ ###
На основании п.п. 3.1.1. – 3.1.4. Положения о жилищно – бытовой комиссии УВД г. Владимира, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ ###, комиссия имеет право требовать предоставления дополнительных документов, необходимых для принятия обоснованного решения; переносить рассмотрение вопросов в случаях необходимости дополнительной проверки; делать запросы в организации и учреждения по уточнению предоставленных документов и по поручению председателя комиссии члены комиссии вправе участвовать в проверке жилищных условий граждан и проверках состояния учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников в подразделениях УВД г. Владимира.
Таким образом, именно на жилищно - бытовой комиссии лежала обязанность проверить сведения, содержащиеся в предоставленных заявителем документах, путем направления соответствующих запросов в компетентные органы, в том числе, по адресу фактического места проживания. Доказательств недостоверности представленных Заклязменским С.Ю. в ЖБК сведений не предъявлено.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа положений ст. 56 ЖК РФ, ст. 29, 30 ЖК РСФСР и других нормативных правовых актов суд приходит к выводу о том, что Заклязменский С.Ю. был незаконно исключен из списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий и его нарушенное право подлежит восстановлению.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иных доказательств, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Доводы представителя УМВД России по г. Владимиру о том, что одним из оснований для снятия с учета заявителя послужили его действия об ухудшении жилищных условий, основаны на неверном толковании норм права.
Статья 53 ЖК РФ говорит о гражданах, совершивших действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий при принятии их на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данном же случае Заклязменский С.Ю. уже стоит на таком учете, и правовым последствием намеренного ухудшения им своих жилищных условий может служить лишь предоставление ему жилого помещение по истечении пяти лет с момента производства им таких действий, но не снятие с учета.
С учетом конституционного права заявителя на жилище, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В то же время в судебном порядке желание Заклязменского С.Ю. установить иную дату постановки на учет, отличную от указанной в протоколе жилищно – бытовой комиссии, не может быть удовлетворено, поскольку данным правом он может воспользоваться в добровольном порядке, представив соответствующее заявление. Каких – либо препятствий к осуществлению этих действий со стороны УМВД России по г. Владимиру не установлено.
Представитель заявителя просит применить пропуск срока обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Как пояснил представитель УМВД России по г. Владимиру, информация о наличии жилых помещений у Заклязменского С.Ю. поступила из УМВД России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, решение об исключении из очереди принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, ходатайство о применении пропуска срока не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Заклязменского С. Ю. о признании незаконным снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить частично.
Признать незаконным решение о снятии Заклязменского С. Ю. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформленное протоколом заседания жилищно – бытовой комиссии Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Владимиру от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Владимиру восстановить Заклязменского С. Ю. составом семьи три человека на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья И.В. Гвоздилина
Решение изготовлено в окончательной форме 31 марта 2014 года.
Судья И.В. Гвоздилина