Решение по делу № 5-197/2019 от 18.06.2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                    

о назначении административного наказания

            г. <АДРЕС>                                                                                      <ДАТА1>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>, с участием защитника <ФИО2>, действующего на основании доверенности от <ДАТА2>,

рассмотрев дело об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», юридический адрес: <АДРЕС> Революции, 24А, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, законный представитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» - директор <ФИО3>,

привлекаемого к административной ответственности по ст.2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области»,

У С Т А Н О В И Л:

 ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не исполнило обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно не исполнило обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в пределах установленной квоты в соответствии со среднесписочной численностью работников Общества, чем нарушило требование абз.1 п. 1 ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА4> «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» в части не создания или не выделения квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних, таким образом, <ДАТА5> ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области», при следующих обстоятельствах.

При проведении плановой выездной проверки Министерством труда и занятости <АДРЕС> области было выявлено, что ООО «ИНК-Сервис» среднесписочная численность работников для исчисления квоты для трудоустройства несовершеннолетних в 2018 году составляла от 98 до 139 человек. В январе 2019 года среднесписочная численность работников для исчисления квоты составила 121 человек.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона <НОМЕР> от <ДАТА4> Обществом самостоятельно рассчитан размер квоты исходя из среднесписочной численности работников в размере 1 рабочего места (приказ <НОМЕР> от <ДАТА6>).

Однако, Обществом среднесписочная численность работников для исчисления квоты рассчитана неверно, что повлекло за собой нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Закона <НОМЕР> в части не создания или не выделения квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних.

В нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Закона <НОМЕР> ООО «ИНК-Сервис» из среднесписочной численности работников исключены рабочие места, выполняемые вахтовым методам. В связи с этим Общество было выделено в счет установленной квоты для трудоустройства несовершеннолетних 1 рабочее место, вместо положенных 4 рабочих мест.

Таким образом, ООО «ИНК-Сервис» фактически не создано (не выделено) 3 рабочих   места для трудоустройства несовершеннолетних в пределах установленной квоты, в частности в январе 2019.

По факту административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА7>

В судебном заседании защитник ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО2> вину общества не признал, суду пояснил следующее.

Министерство труда и занятости <АДРЕС> области («Уполномоченный орган») обратилось к мировому судье судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» к административной ответственности, предусмотренной ст. 2 закона <АДРЕС> области от <ДАТА3> <НОМЕР>-03 «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области» («Закон <АДРЕС> области от <ДАТА3> <НОМЕР>-03»).

Основанием для такого обращения послужил составленный по результатам плановой проверки протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА8>, которым был установлен имевший место быть факт по мнению Уполномоченного органа нарушения требований закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» в части создания (выделения) рабочих мест для несовершеннолетних. Как полагает Уполномоченный орган, указанное произошло по причине неверного исчисления ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» квоты, установленной ст.2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР>.

По нижеприведенным основаниям считает, что квота была рассчитана в полном соответствии с требованиями Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> и общих принципов трудового законодательства РФ, в связи с чем в действиях ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Согласно абз.1 ч.1 ст.2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается в размере 1 процента к среднесписочной численности работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории <АДРЕС> области и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек.

Учитывая, что несовершеннолетние работники в силу своего возраста относятся к особой категории работников, для которой трудовым законодательством предусмотрен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при осуществлении работы, абз.2 ч.1 ст.3 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> было установлено, что создание или выделение квотируемого рабочего места не осуществляется на рабочих местах, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.

По указанной причине абз.3 ч.1 ст.2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> было закреплено, что при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.

Согласно ст.297 Трудового кодекса РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.

Статьей 298 Трудового кодекса РФ установлено, что к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до восемнадцати лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, законом установлен особый порядок замещения должностей, работающих вахтовым методом, в частности, к ним не могут привлекаться работники в возрасте до восемнадцати лет (несовершеннолетние).

По указанной причине, при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в среднесписочную численность работников ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» обоснованно не были включены работники, должности которых предусматривают работу вахтовым методом. Поскольку по вышеприведенным причинам исчисление квоты было проведено в полном соответствии с требованиями закона, то событие вменяемого административного правонарушения отсутствует.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2 и 3 закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних», а также ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» - главный специалист - эксперт отдела надзора и контроля в сфере занятости населения в управлении анализа и контроля министерства труда и занятости <АДРЕС> области <ФИО4> в судебном заседании пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении и просит привлечь к административной ответственности ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», поскольку правонарушение подтверждается актом проверки, и более того, по итогам проверки ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до <ДАТА9>, в связи с чем, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» данные нарушения в установленный срок устранило.

В подтверждение сказанного представил копию предписания об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР>, сопроводительное письмо от ООО «ИНК-Сервис» исх. <НОМЕР> от <ДАТА9> об исполнении предписания, копию приказа <НОМЕР> от <ДАТА11> «О создании и выделении рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних», копию информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан за январь-апрель 2019 года, пояснив, что данными документами подтверждается факт нарушения ООО «ИНК-Сервис» в части не создания, не выделения необходимого количества рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Защитник <ФИО2> пояснил, что доводы, изложенные им ранее поддерживает, считает, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» вменяемое ему административное правонарушение не совершало. Предписание об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР> обществом исполнено лишь для того, чтобы не быть привлеченным за неисполнение данного предписания.

Выслушав защитника <ФИО2>, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении <ФИО4>, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с Законом.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по административному делу являются любые фактические данные, на основании которых орган, судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА12> <НОМЕР> «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается в размере 1 процента к среднесписочной численности работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории <АДРЕС> области и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства.                                                                            

Согласно абз.2 п. 1 ст. 2 Закона <НОМЕР> от <ДАТА4> при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения, должности которых законодательством установлен особый порядок.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Закона <НОМЕР> при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, а также работники, для замещения должности которых законодательством установлен особый порядок.

Согласно статье 297 ТК РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Должности, осуществляемые вахтовым методом, не относятся к должностям, к замещению к которым установлен особый порядок.

В нарушение требований указанного Закона <АДРЕС> области ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в пределах установленной квоты в соответствии со среднесписочной численностью работников Общества не исполнило, в связи с чем, составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА7>

Факт совершения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» административного правонарушения, предусмотренного ст.2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области», подтверждается:

- актом проверки министерства труда и занятости <АДРЕС> области ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <НОМЕР> от <ДАТА5>, в результате которой выявлены нарушения по неисполнению обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в пределах установленной квоты в соответствии со среднесписочной численностью работников Общества;

- приказом директора ООО» <ОБЕЗЛИЧЕНО>» <НОМЕР> от <ДАТА14> <ФИО5> об установлении квоты для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте т 16 до 18 лет в количестве 1 специального рабочего места;

- информацией о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте т 16 до 18 лет в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»;

- пояснениями директора ООО» <ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО5> <НОМЕР> от <ДАТА8> по акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА5>, согласно которому при расчете среднесписочной численности при исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет ООО «ИНК-ВИС» не включает в численность сотрудников, работающих вахтовым методом;

- предписанием об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР>,

Кроме того, согласно сопроводительному письму от ООО «ИНК-Сервис» исх. <НОМЕР> от <ДАТА9> об исполнении предписания, копии приказа <НОМЕР> от <ДАТА11> «О создании и выделении рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних», информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан за январь-апрель 2019 года, ООО «ИНК-Сервис» исполнило предписание об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР>, выделив рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних, исходя из среднесписочной численности работников, в том числе, работающих вахтовым методом. 

Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА8> оформлен с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми, не доверять которым, у суда нет оснований.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к выводу, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не исполнило обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно не исполнило обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в пределах установленной квоты в соответствии со среднесписочной численностью работников Общества, чем нарушило требование абз.1 п.1 ст.2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА4> «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» в части не создания или не выделения квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних, таким образом, <ДАТА5> ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области».

Доводы защитника ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» о том, что квота для приема на работу несовершеннолетних была рассчитана в полном соответствии с требованиями Закона <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР> суд считает необоснованными, и опровергаются представленными доказательствами, в том числе доказательствами исполнения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предписания об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР>: сопроводительным письмом ООО «ИНК-Сервис» исх. <НОМЕР> от <ДАТА9> об исполнении предписания, приказом <НОМЕР> от <ДАТА11> «О создании и выделении рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних», информацией о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства несовершеннолетних граждан за январь-апрель 2019 года.

Доводы защиты о том, что предписание об устранении выявленных нарушений от <ДАТА10> <НОМЕР> ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» исполнено лишь для того, чтобы не быть привлеченным за неисполнение данного предписания не могут повлиять на выводы суда о вине ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области».

При назначении административного наказания, мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд находит совершение ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» данного правонарушения впервые, устранение выявленного нарушения закона. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировой судья не усматривает.

        С учетом изложенного, конкретных обстоятельств правонарушения, суд полагает возможным назначить ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» наказание в пределах санкции ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области» в виде предупреждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 2.4, ч.3.2,ч.3.3 ст. 4.1, 23.1, 29.8, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2 Закона <АДРЕС> области <НОМЕР>-ОЗ от <ДАТА3> «Об административной ответственности за нарушение законодательства <АДРЕС> области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних в <АДРЕС> области» и назначить ему наказание в виде предупреждения. 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд города <АДРЕС> через мирового судью судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района города <АДРЕС> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья:                                                                                 <ФИО1>