Дело <НОМЕР> г. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возврате протокола об административном правонарушении
<ДАТА1> Республика <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС>, РД <ФИО1>, и.о. мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС>, РД <ФИО1>,
(юридический адрес судебного участка: 368830, РД, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 13)
рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, возбужденное в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца Республики <АДРЕС>, зарегистрированного и проживающего по адресу: РД, <АДРЕС>, обвиняемого в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
<ДАТА3> ст. УУП ОМВД России по <АДРЕС>, РД ст. инспектором ДПС ОГИБДД РФ в <АДРЕС> старшим лейтенантом полиции <ФИО3> возбуждено дело об административном правонарушении в отношении <ФИО2> по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Между тем, данный материал об административном правонарушении не может быть принят к производству судьи по следующим основаниям:
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п4 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, в числе прочих вопросов, выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Таким образом, одной из задач судьи на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу, к числу которых, относится истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Из содержания п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которое составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении 05 СО 460082 от <ДАТА4> и иных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении <ФИО2> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, имели место <ДАТА5>
Диспозиция ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что, исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА6> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 61 дня).
Согласно ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данного вида административного правонарушения составляет 3 месяца.
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленной ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек <ДАТА7>
Кроме того, определением мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС>, РД от <ДАТА8> указанный материал об административном правонарушении в отношении <ФИО2> ранее возвращался по указанным основаниям, и однако ошибочно вновь поступил в суд.
В соответствии с ч.1 ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст.29.10 настоящего Кодекса.
В нарушении требований ч.1 ст.28.9 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении <ФИО2> и иные материалы дела направлены судье <ДАТА1>, т.е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Между тем, применение положений ч.1 ст.28.9 КоАП РФ, устанавливающих правило о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение, является безусловным и не может зависеть от усмотрения органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу.
Содержание ч.2 ст.29.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится судьей в том случае, если обстоятельства, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ наступили в суде. Приведенные нормы обязательны, как для должностных лиц, так и для судей. Это значит, что если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд.
Данная позиция изложена в ответе на вопрос N17 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года».
Учитывая, что материалы дела об административном правонарушении в отношении <ФИО2> безосновательно направлены судье, исходя из положений, содержащихся в ст.ст.29.1 и 29.4 КоАП РФ, имеются основания для их возвращения органу, их направившему.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.28.8, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л:
Протокол об административном правонарушении серии 05 СО 460082 от <ДАТА3> в отношении <ФИО2> по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и другие материалы возвратить в ОМВД России по г. <АДРЕС>, РД.
На определение может быть подана жалоба лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или принесен протест прокурором в <АДРЕС> городской суд, РД в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Мировой судья <ФИО1>