ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 февраля 2019 года г.о. Тольятти Мировой судья судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Гусева О.М., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 16, каб. 113, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-6/2019, возбужденное в отношении должностного лица - ректора <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ДАТА2> рождения, уроженца с. Меньшиковка Балкашинского района Целиноградской области, зарегистрированного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. <АДРЕС>, гражданина РФ,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
В период с 30.07.2018 по 24.08.2018 на основании приказа Рособрнадзора от 21.07.2018 № 1028 по адресу: ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, г. Москва, 117994, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении «Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования Волжский университет имени В.Н. Татищева». Проверка проводилась с целью контроля исполнения предписания Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3, срок исполнения которого истек 23.06.2018. В ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3. В судебном заседании Якушин В.А. вину во вменяемом административном правонарушении не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дело рассмотрено с участием лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника Шишкиной Ю.С. по доверенности 63 АА 4981300 от 11.07.2018 сроком на 3 года. Часть 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В силу ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В соответствие с ч. 1 ст. 2.1 и ст. 2.2 КоАП РФ, вина является одним из основных признаков административного правонарушения. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по выполнению в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. 1. Исходя из предписания Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 должностное лицо допустило нарушение пункта 39 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, - в университете при приеме на обучение в 2018 году для предоставления победителям и призерам олимпиад школьников особых прав и преимуществ не установлено, по каким уровням олимпиад и (или) по какому перечню олимпиад предоставляется каждое из прав и преимуществ, а также не установлено по каждой олимпиаде (по каждому уровню олимпиад), за какие классы обучения по общеобразовательной программе должны быть получены результаты победителя (призера) для предоставления соответствующего особого права или преимущества. Фактическим осмотром официального сайта организации http://vuit.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в разделе «Документы» размещены Правила приема в ОАНО ВО «ВУиТ», принятые на ученом совете, протокол № 08137, 29.09.2017 и утвержденные ректором 29.09.2017, без изменений и дополнений. Согласно п. 39 вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом от 14.10.2015 № 1147 (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018), для предоставления победителям и призерам олимпиад школьников особых прав и преимуществ, указанных в пунктах 37 и 38 Порядка, организация высшего образования по своему решению устанавливает, по каким уровням олимпиад и (или) по какому перечню олимпиад предоставляется каждое из указанных прав и преимуществ, а также устанавливает по каждой олимпиаде (по каждому уровню олимпиад), за какие классы обучения по общеобразовательной программе должны быть получены результаты победителя (призера) для предоставления соответствующего особого права или преимущества. По олимпиадам школьников одного профиля (в случае установления перечня олимпиад - в рамках установленного перечня): особое право или преимущество, предоставляемое победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников III уровня, предоставляется также соответственно победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников I и II уровней;особое право или преимущество, предоставляемое победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников II уровня, предоставляется также соответственно победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников I уровня.
Особое право или преимущество, предоставляемое призерам олимпиады школьников, предоставляется также победителям этой олимпиады.
В подтверждение доводов об отсутствии указанного нарушения как такового, в том числе и на дату проверки, суду предоставлены Приказ об установлении перечня олимпиад школьников и их уровней № 500 от 29.12.2017 года, согласно которого утвержден прилагаемый перечень олимпиад «Приложение № 1», по которым предоставляются преимущества при поступлении на 2018-2019 учебный год. Из приложения № 1 следует, что для каждой олимпиады установлен уровень олимпиады от I до III. По каждой олимпиаде (по каждому уровню олимпиад) установлено, за какие классы обучения по общеобразовательной программе должны быть получены результаты победителя (призера) для предоставления соответствующего особого права или преимущества, а именно за 10-11 классы, что следует из п. 5 Приказа № 500. Таким образом, материалами дела подтверждено, что нарушение п. 39 Порядка, утвержденного Приказом от 14.10.2015 № 1147 отсутствовало на день проверки 17.05.2018. 2. Также, в предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение подпункта 1 пункта 49 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, - университет на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://vuit.ru/ не разместил информацию о сроках завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления, обязательную к размещению не позднее 11.10.2017. Фактическим осмотром официального сайта организации http://vuit.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что организация до настоящего времени не разместила информацию о сроках завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления. В пункте 49 вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом от 14.10.2015 № 1147 указано: «В целях информирования о приеме на обучение организация размещает информацию на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), а также обеспечивает свободный доступ в здании организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе (далее вместе - информационный стенд). Организация размещает на официальном сайте и на информационном стенде информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: 1) не позднее 1 октября предшествующего года: …в) информация о сроках проведения приема, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления…». Исходя из представленной архивной копии скрин-шота официального сайта ВУЗа по состоянию на 15.06.2018 во вкладке «сроки завершения приема заявлений о согласии на зачисление» размещены сроки завершения приема заявлений о согласии на зачисление по программам бакалавриат и специалитет по очной, очно-заочной и заяоной формам обучения. Идентичные сведения были размещены во вкладке «справочная информация абитуриента», о чем свидетельствует архивный скрин-шот с официального сайта ВУЗа на 12.06.2018 года. Следовательно, выявленное нарушение устранено в установленные предписанием сроки. 3. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 115 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, - в университете в 2018 году не установлен день завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления. Фактическим осмотром официальногосайта организации http://vuit.rи/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в подразделе «Документы» размещены Правила приема в ОАНО ВО «ВУиТ», принятые на ученом совете, протокол № 08137 от 29.09.2017 и утвержденные ректором 29.09.2017, без изменений и дополнений. Пункт 115 Порядка, утвержденного Приказом от 14.10.2015 № 1147 устанавливает, что на каждом этапе зачисления организация устанавливает день завершения приема заявлений о согласии на зачисление (при зачислении на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения - в соответствии с пунктом 118 Порядка). Исходя из предоставленной суду архивной копии выписки (по состоянию на 15.06.2018) Правил приема в <ОБЕЗЛИЧЕНО>» на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета на 2018/19 учебный год, утвержденных 29.09.2017 с изменениями и дополнениями от 31.05.2018 следует, что на каждом этапе зачисления ВУЗ устанавливает день завершения приема заявлений о согласии на зачисление по очной и очно-заочным формам - в соответствии с пунктом 118. Для очной и очно-заочной форм обучения - 29.08.2018, для заочной формы - 29.09.2018 (пункт 115 Правил). Данные общие сроки установлены для обоих программ образования, как бакалавриата, так и специалитета, что следует из названия Правил приема. Таким образом, по состоянию на 22.06.2018 года выявленное ранее нарушение устранено. 4. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 №13, - в образце заявления о приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре в 2018 годупредусмотрено указание дополнительных сведений, не установленных Порядком приема в аспирантуру. Фактическим осмотром официального сайта организации http://vuit.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в подразделе «Документы» размещены Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в <ОБЕЗЛИЧЕНО>», принятых на ученом совете, протокол № 08/1737 от 28.09.2017 и утвержденных ректором 28.09.2017, без изменений и дополнений. В пункте 20 Порядка, утвержденного Приказом от 12.01.2017 №13 (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018) указано: «В заявлении о приеме на обучение поступающий указывает следующие сведения: 1) фамилию, имя, отчество (при наличии); 2) дату рождения; 3) сведения о гражданстве (отсутствии гражданства);4) реквизиты документа, удостоверяющего личность (в том числе указание, когда и кем выдан документ);
5) сведения о документе установленного образца, который представляется поступающим в соответствии с подпунктом 2 пункта 23 Порядка; 6) условия поступления, указанные в пункте 8 Порядка, по которым поступающий намерен поступать на обучение, с указанием приоритетности зачисления по различным условиям поступления; 7) язык, на котором поступающий намерен сдавать вступительные испытания, - по каждому вступительному испытанию (в случае, если организация установила возможность сдавать вступительные испытания на различных языках); 8) сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий); 9) сведения о намерении сдавать вступительные испытания дистанционно (с указанием перечня вступительных испытаний и места их сдачи); 10) сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с правилами приема, утвержденными организацией (при наличии индивидуальных достижений - с указанием сведений о них); 11) сведения о наличии или отсутствии у поступающего потребности в предоставлении места для проживания в общежитии в период обучения; 12) почтовый адрес и (или) электронный адрес (по желанию поступающего); 13) способ возврата документов, поданных поступающим для поступления на обучение (в случае непоступления на обучение и в иных случаях, установленных Порядком). Согласно предоставленной суду форме заявления о приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, являющейся приложением № 1 к Правилам приема наобучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденных ректором <ОБЕЗЛИЧЕНО>» 28.09.2017 с изменениями и дополнениями от 31.05.2018г., форма заявления не содержит дополнительных сведений, указываемых поступающим, не установленных п. 20 Порядка, утвержденного Приказом от 12.01.2017 №13. В форме заявления также имеется раздел: «решение приемной комиссии», который не относится к сведениям, указываемым и заполняемым поступающим лицом. Таким образом, выявленное предписанием нарушение устранено в срок. 5. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 21.1, пункта 21.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, - Правиламиприема в образовательную автономную некоммерческую организацию высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт) на факультет «Среднего профессионального образования» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2018-2019 уч. год, утвержденных ректором <ОБЕЗЛИЧЕНО>» 20.02.2018, установлено требование предоставления поступающими шести фотографий. Фактическим осмотром официального сайта организации http://vuit.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в подразделе «Документы» размещены Правила приема в образовательную автономную некоммерческую организацию высшего образования «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт) на факультет «Среднего профессионального образования» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2018-2019 уч. год, утвержденные ректором <ОБЕЗЛИЧЕНО>» 20.02.2018 без изменений и дополнений. Из пункта 21.1 и 21.2 Порядка, утвержденного Приказом 23.01.2014 № 36 (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018) следует, что при подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательные организации поступающие граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом, предъявляют следующие документы:…4 фотографии… Согласно пунктов 19.1 и 19.2 Правил приема в образовательную автономную некоммерческую организацию высшего образования «Волжский университетимени В.Н. Татищева» (институт) на факультет «Среднего профессионального образования» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2018-2019 уч. год, утвержденных ректором <ОБЕЗЛИЧЕНО>» 20.02.2018 с изменениями от 31.05.2018, при подаче заявления о приеме в образовательные организации поступающие (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, в т.ч. соотечественники, проживающие за рубежом) предоставляют в числе прочих документов 4 фотографии, что свидетельствует об устранении нарушения в установленный в предписании срок. Помимо прочего Приказ Министерства образования и науки в РФ от 23.01.2014 № 36 об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, содержащий перечень документов, необходимых при приеме в образовательные организации, не содержит запрета на предоставление фотографий в большем количестве. Таким образом, выявленное нарушение устранено в установленные предписанием сроки. 6. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение подпункта «в» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, - договоры об оказании платных образовательных услуг, заключенные университетом в 2017 и 2018 годах, не содержат сведений о телефоне заказчика. Университетом представлены следующие документы и материалы: Копии дополнительных соглашений к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 и 2018 годах. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: Не все дополнительные соглашения к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенные университетом в 2017 и 2018 годах, содержат сведения о телефоне заказчика. Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 13 (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018) устанавливает, что, договор заключается в простой письменнойформе и содержит следующие сведения:…в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика…
Поскольку в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано количество договоров и фамилии обучающихся, установить объем заключенных договоров без указания телефонов заказчиков, суду не представляется возможным. В материалы дела предоставлен договор от 01.09.2017 заключенный по утвержденной типовой форме с заказчиком Добриной Ю.И., где в разделе адреса и реквизиты сторон в графе «Тел:» отсутствуют данные. Дополнительным соглашением № 1 от 02.06.2018 к указанному договору внесен номер телефона Заказчика в соответствующем разделе. Таким образом, ввиду отсутствия сведений об аналогичном нарушении в иных договорах с Заказчиками ВУЗа, выявленное нарушение с заказчиком Добриной Ю.И. устранено своевременно путем заключения дополнительного соглашения к договору. 7. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, - договоры об оказании платных образовательных услуг, заключенные университетом в 2017 и 2018 годах, не содержат сведений о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы. Университетом представлены следующие документы и материалы: Копии дополнительных соглашений к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 и 2018 годах. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: дополнительные соглашения к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенные в 2017 и 2018 годах не содержат сведения о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы. Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 устанавливает, что, договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:…к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности). Поскольку в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано количество договоров и фамилии обучающихся, установить объем заключенных договоров без указания вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, суду не представляется возможным. В материалы дела предоставлен договор от 09.09.2017 с заказчиком Игаевой Н.Г., согласно п. 1.1 которого, исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а Обучающийся/Заказчик (ненужное вычеркнуть) обязуется оплатить обучение по образовательной программе по очной форме обучения 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности «Уголовно-правовая» в пределах федерального государственного образовательного стандарта, в соответствие с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами Исполнителя. При этом вид образовательной программы в договоре не прописан. Дополнительным соглашением № 1 от 02.06.2018 к указанному договору в п. 1.1 внесены изменения с указанием вида образовательной программы «специалитет». Таким образом, ввиду отсутствия сведений об аналогичном нарушении в иных договорах с Заказчиками ВУЗа, выявленное нарушение с заказчиком Игаевой Н.Г. устранено своевременно путем заключения дополнительного соглашения к договору. 8. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, - договоры об оказании платных образовательных услуг, заключенные университетом в 2017 и 2018 годах, не содержат сведений о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы. Университетом представлены следующие документы и материалы: Копии дополнительных соглашений к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2017 и 2018 годах. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: дополнительные соглашения к договорам об оказании платных образовательных услуг, заключенные в 2017 и 2018 годах содержат сведения об ответственности обучающегося Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 13 устанавливает, что, договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:…н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся, после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы)». Поскольку в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано количество договоров и фамилии обучающихся, установить объем заключенных договоров без указания вида документа, выдаваемого по итогам обучения, суду не представляется возможным. В материалы дела предоставлен договор от 27.03.2017 с заказчиком Архиповой, согласно п. 1.3 которого, после освоения Заказчиком образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации ему выдается один из документов: диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра/специалиста. Однако в соответствующей строке для заполнения вид документа не конкретизирован путем подчеркивания либо указание вручную. Дополнительным соглашением № 1 от 14.06.2018 к указанному договору в п. 1.3 внесены изменения с формулировкой: «После освоения Заказчиком образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации ему выдается диплом бакалавра». Таким образом, ввиду отсутствия сведений об аналогичном нарушении в иных договорах с Заказчиками ВУЗа, выявленное нарушение с заказчиком Архиповой А.О. устранено своевременно путем заключения дополнительного соглашения к договору. 9. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: в структуре программы повышения квалификации «Оказание первой медицинской помощи» не представлено описание перечня профессиональных компетенций в имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Пункт 6 Порядка, утвержденного Приказом от 01.07.2013 № 499, предусматривает (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018): «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы».
Согласно п. 1.5 Описанию дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации «Оказание первой медицинской помощи», утвержденному ректором <ОБЕЗЛИЧЕНО>» от 01.06.2018 указан перечень профессиональных компетенций, такие как готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса (ОПК-6) и способность использовать базовые приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). Таким образом, поскольку в программе содержаться сведения о профессиональных компетенциях, выявленное нарушение устранено своевременно до 23.06.2018. 10. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 3 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383, - в программах практик всех образовательных программ, реализуемых университетом, отсутствуют: указание практики, способа (при наличии) и формы (форм) ее проведения; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике. Университетом представлены следующие документы и материалы: программы учебной практики, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, направление подготовки 06.03.01 Биология, утвержденная проректором по учебной работе Т.Б. Исаковой 01.06.2018; программы преддипломной практики, направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденная проректором по учебной работе Т.Б. Исаковой 01.06.2018; программы производственной практики, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, направление подготовки 06.03.01 Биология, утвержденная проректором по учебной работе Т.Б. Исаковой 01.06.2018; программы учебной практики, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и навыков научно - исследовательской деятельности, направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденная проректором по учебной работе Т.Б. Исаковой 01.06.2018. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: В программах отсутствует: указание формы (форм) ее проведения. Пункт 3 Положения, утвержденного приказом от 27.11.2015 № 1383 (в дальнейшем по тексту используется в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018) предусматривает: «Программа практики включает в себя: указание вида практики, способа (при наличии) и формы (форм) ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места практики в структуре образовательной программы; указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительностив неделях либо в академических или астрономических часах; содержание практики; указание форм отчетности по практике; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики. Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы». Согласно п. 10 Приказа Минобрнауки от 27.11.2015 № 1383 практика проводится в следующих формах: а) непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования (далее - ОПОП ВО); б) дискретно: по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики; по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических знаний. Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения. Исходя из ОПОП ВО по направлению 05.03.03 «Экология и природопользование», утвержденной 01.06.2018 предусмотрено 3 вида практики, по каждой из которых установлена форма проведения: дискретно по видам практик. Непосредственно в самих программах преддипломной и учебной практик, утвержденных 01.06.2018, указаны непрерывные периоды учебного времени в учебном графике проведения практик, что соответствует установленной в ОПОП ВО форме- дискретно по видам практик. Исходя из ОПОП ВО по направлению 06.03.01 «Биология», утвержденной 01.06.2018 предусмотрено 3 вида практики, по каждой из которых установлена форма проведения: дискретно по видам практик. Непосредственно в самих программах учебной и производственной практик, утвержденных 01.06.2018, указаны непрерывные периоды учебного времени в учебном графике проведения практик, что соответствует установленной в ОПОП ВО форме - дискретно по видам практик. Таким образом, по состоянию на 01.06.2018 года нарушение пункта 3 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 отсутствовало. 11. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение пункта 5 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383. В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: университет установил виды (типы) учебной практики не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по программе учебной практики по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью. Пункт 5 Положения, утвержденного приказом от 27.11.2015 № 1383 гласит: «Организация устанавливает виды (типы) практики и способы ее проведения (при наличии) в соответствии со стандартами». Согласно п. 6.7 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 39.03.03 Организация работы с молодежью, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.10.2015 № 1173 в блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики. Типом учебной практики является практика первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Согласно программе учебной практики, утвержденной проректором по учебной работе 13.10.2016 (в редакции от 01.06.2016), в ней содержится в соответствие с вышеуказанным Стандартом наименование вида практики «Учебная», ее тип «по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», что свидетельствует о соответствии программы вышеназванному Стандарту в части указания на тип (вид) практики и отсутствию нарушения со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности на 17.05.2018. 12. В предписании Рособрнадзора от 17.05.2018 № 07-55-52/15-3 указано нарушение подпункта «а» пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, пункта 3.4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, - на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://vuit.ru/ в подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации» не размещена информация об описании образовательных программ с приложением их копий. Согласно подпункта «а» пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 и пункта 3.4 Требований, утвержденных приказом от 29.05.2014 № 785 (в дальнейшем по тексту используются в ред. по состоянию на дату совершения административного правонарушения, 17.05.2018): Образовательная организация размещает на официальном сайте информацию, в том числе об описании образовательной программы с приложением ее копии. Подраздел "Образование" должен содержать информацию, в том числе, об описании образовательной программы с приложением ее копии. В судебное заседание предоставлен лицензионный договор от 14.11.2017, согласнокоторому <ОБЕЗЛИЧЕНО>» обладает правом пользования программного обеспечения «Модуль сбора данных для специального раздела сайта образовательной организации высшего образования». Исходя из отчета по проверке сведения программы по состоянию на 17.05.2018г. на официальном сайте ВУЗа во вкладке «Образование» присутствует описание всех образовательных программ с приложением их копий. Фактическим осмотром данных сведений в ходе судебного заседания, суду продемонстрированы с персонального компьютера файлы с описанием образовательных программ, а также их содержание, приобщены скрин-шоты архивных страниц по состоянию на 02.05.2018 с наличием сведений об описании образовательных программ с приложением их копий (2 том л.д. 34-35), что свидетельствует об отсутствии нарушения на день проведения проверки 17.05.2018г. В соответствии со ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На основании вышеизложенного, с учетом исследованных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, подтвержденных материалами дела, в виду отсутствия доказательств наличия неустраненных к 22.06.2018г. замечаний, указанных в протоколе об административном правонарушении от 25.09.2018, мировой судья считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья постановил:Производство по делу об административном правонарушении, в отношении должностного лица - ректора <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Якушина Владимира Андреевича предусмотренного ч. 1ст. 19.5 КоАП РФ, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Центральный районный суд г.о. Тольятти Самарской области в течение десяти суток со дняполучения копии постановления.
Мировой судья О.М. Гусева