Дело № 4 - 479/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
29 сентября 2020 года г. Архангельск
Мировой судья судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Архангельска Подчередниченко О.С., адрес: г. Архангельск, ул. Суворова д. 11, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, поступившие из Прокуратуры Архангельской области, в отношении
старшего государственного инспектора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петрова Алексея Сергеевича, <ДАТА2> рождения, <АДРЕС>, проживающего по <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2020 старший государственный инспектор <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петров А.С., будучи уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), допустил нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении с 18.02.2020 по 05.03.2020 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ДСК-Карьер» при отсутствии оснований для ее проведения, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебное заседание Петров А.С. не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о причинах неявки мирового судью не уведомил, ходатайств об отложении дела не заявил. ООО «ДСК-Карьер» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки мирового судью не уведомило, ходатайств об отложении дела не заявило. Прокурор Белхаровев Р.М. постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал. Мировой судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие Петрова А.С. и представителя ООО «ДСК-Карьер». В соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. В силу п. 22 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог - действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования автомобильных дорог (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанные с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора. Пунктами 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка осуществления федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения и осуществление федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения. Во исполнение указанных требований закона принято Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 (далее - Положение). Согласно пп. «ж» п. 2, п. 3 Положения должностные лица Северное МУГАДН уполномочены на осуществление федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В соответствии с ч 3 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ и п. 6 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда. Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 31.01.2020 № 08-ДН Северным МУГАДН в период с 03.02.2020 по 14.02.2020 в целях осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора в соответствии со ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ, ст. 3 Закона № 257-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1443 «О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» проведены контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению требований нормативных документов при ремонте и содержании федеральной автомобильной дороги общего пользования А-381 «Автомобильный подъезд от аэропорта до г. Нарьян-Мар» км 0+000 - 4+000. По итогам этого мероприятия управлением составлен акт контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения от 11.02.2020 № 09, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827. Северным МУГАДН ООО «ДСК-Карьер» выдано предписание от 11.02.2020 № 03-ДН, которым на общество возложена обязанность в целях устранения выявленных нарушений в срок до 17.02.2020 совершить указанные в предписании действия. Выдача предписания в качестве обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении выявленных фактов нарушений предусмотрена в статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проведения проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Иными словами, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ полномочия по вынесению предписания предоставлены органу, осуществляющему публичные полномочия, только при осуществлении государственного контроля (надзора), осуществляемого в форме плановых или внеплановых проверок. Из изложенного следует, что федеральный законодатель не допускает выдачу предписания (являющегося мерой правового реагирования и актом понуждения к совершению определённых действий), неисполнение которого влечёт административную ответственность, при проведении мероприятий в отсутствие взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Указанный вывод содержится в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 № 35-АПА19-2. Вопреки приведённым положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Северное МУГАДН выдало ООО «ДСК-Карьер» предписание от 11.02.2020 № 03-ДН об устранении выявленных нарушений по итогам проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Проверка в порядке, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Северным МУГАДН не проводилась, приказ о проведении проверки не издавался. В силу ч.ч. 5, 6 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5-7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Частями 5, 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определен исчерпывающий перечень мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля в случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами нарушений обязательных требований, в который выдача юридическому лицу предписания об устранении выявленных нарушений не входит. Следовательно, Северным МУГАДН и непосредственно должностным лицом выдавшим предписание- старшим государственным инспектором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петровым А.С., нарушена процедура выдачи предписания от 11.02.2020 № 03-ДН, в связи с чем оно выдано необоснованно, следовательно, не может порождать последствий указанных в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Согласно п. 2.2 Должностной инструкции старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора, утвержденной врио начальника Северного МУГАДН от 03.08.2017, с которой Петров А.С. ознакомлен 01.12.2017, старший государственный инспектор Отдела должен знать (применительно к исполнению должностных обязанностей): федеральные законы. Также из п. 2.3.1 данной Должностной инструкции следует, что предъявляются требования к уровню знаний и навыков, деловым и личностным качествам старшего государственного инспектора, который должен уметь: работать с законодательными актами, руководящими и нормативными документами, четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий. Учитывая изложенное, мировой судья приходит к выводу, что Петров А.С. не мог не знать о допущенных нарушения при выдачи предписания от 11.02.2020 № 03-ДН. Поскольку Северное МУГАДН и Петровым А.С. не соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, предписание от 11.02.2020 № 03-ДН решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.06.2020 признано недействительным. В соответствии с распоряжением заместителя начальника Северное МУГАДН от 11.02.2020 № 11-ДН в отношении ООО «ДСК-Карьер» организована и проведена внеплановая выездная проверка, задачей которой являлось осуществление государственного контроля (надзора) за выполнением предписания от 11.02.2020 № 03-ДН. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. По результатам проверки Петровым А.С. 05.03.2020 составлен акт внеплановой выездной проверки указанного предписания, установлено, что его требования ООО «ДСК-Карьер» выполнены. Согласно пунктам 3.1.1, 3.2.1, 3.2.5, 3.3.1 должностного регламента, утвержденного врио начальника Северное МУГАДН 03.08.2017, Петров А.С. осуществляет государственный контроль за исполнением органами и организациями, осуществляющими деятельность в сфере дорожного хозяйства, требований, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации.Таким образом, мировым судьей установлено, что старшим государственным инспектором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петров А.С., который будучи уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), допустил нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении с 18.02.2020 по 05.03.2020 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ДСК-Карьер» на федеральной автомобильной дороги общего пользования А-381 «Автомобильный подъезд от аэропорта до г. Нарьян-Мар» км 0+000 - 4+000, основания для проведения которой отсутствовали. Факт совершения административного правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2020, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, объяснениями Петрова А.С., распоряжением от 31.01.2020, актом от 11.02.2020, предписанием от 11.02.2020 № 03-ДН, распоряжением от 11.02.2020, уведомление о проверки от 11.02.2020, актом от 05.03.2020 № 15, протоколом от 04.03.2020, постановлением от 25.03.2020, приказом от 29.11.2017, должностным регламентом от 03.08.2017, должностным регламентом от 18.01.2018, а также иными материалами дела об административном правонарушении. Приведенные доказательства признаны мировым судьей допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Петрова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6.1 КоАП РФ. Согласно ст. 2.4, примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Петров А.С., на момент совершения административного правонарушения, являлся должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ. Исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к выводу о виновности Петрова А.С. в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Довод Петрова А.С. указанный в его объяснениях о том, что на момент проведении проверки с 18.02.2020 по 05.03.2020 предписание от 11.02.2020 № 03-ДН оспорено не было, следовательно, проверка проводилась на законном основании, отвергается мировым судьей. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Статьей 3 Федерального закона № 294-ФЗ закреплен принцип о проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Поскольку Петровым А.С. не соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при выдаче предписания от 11.02.2020 № 03-ДН, он не мог не знать об отсутствии оснований для проведения проверки в отношении ООО «ДСК-Карьер» с 18.02.2020 по 05.03.2020. При этом ссылка Петрова А.С. о том, что в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта по всей России по сложившейся практике при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами выдаются предписания, не отменяет действия вышеуказанных требований федерального законодательства и не свидетельствует о законности действий Петрова А.С. К тому же с учетом требований должностного регламента, утвержденного врио начальника Северное МУГАДН, Петров А.С. должен был знать требования Федерального закона № 294-ФЗ и неукоснительно их соблюдать. Мировой судья не усматривает оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, так как характер, совершенного Петровым А.С. правонарушенияпо ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, объектом посягательства которого является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
Решая вопрос о виде и мере наказания, мировой судья учитывает характер и степень опасности совершенного административного правонарушения, характер допущенных нарушений, личность виновной, который имеет постоянное место жительства на территории г. Архангельска, трудоустроен, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Мировой судья считает, что цели административного наказания могут быть достигнуты при применении наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
старшего государственного инспектора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Петрова Алексея Сергеевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Архангельска непосредственно или через мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.С. Подчередниченко